ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Создатели 3D-мамонтят

«Инвест-Форсайт» неоднократно писал о больших перспективах технологий виртуальной и дополненной реальности, а также о том, что на основе этих технологий возникает немало интересных проектовОни получают все большее распространение: сети детских технопарков «Кванторум», «Калибр», шесть московских школ и несколько региональных колледжей закупили лицензии на конструктор дополненной реальности EV Toolbox российской компании EligoVision. Об этом «Инвест-Форсайт» узнал от директора по маркетингу EligoVision Валерии Холодковой. EligoVision уже 13 лет работает с крупными компаниями и музеями, а последние три года активно обучает школьников конструированию дополненной и виртуальной реальности. Через пять лет пользователи гаджетов в подавляющем большинстве начнут использовать VR- и AR-программы, считают эксперты. 

Встретить саблезубого тигра

Компания EligoVision была создана в 2005 г. кандидатом физико-математических наук Сергеем Матвеевым. В 2010 г., по данным сервиса Контур.Фокус, 50-процентную долю в компании Матвеева получил «ТВР. Арсенал» Сергея Макушкина, который финансировал разработки компании. Сегодня их более сотни, а компания — резидент «Сколково». В 2017 г. выручка ООО «ЭлигоВижн» выросла в 2,5 раза, достигнув 23 млн руб., причем этим финансовым результатом фирма обязана прежде всего созданию презентаций — как для частных заказчиков (Л’Этуаль, «Норильский Никель» и др.), так и для российских регионов.

В Казанском Кремле в Музее естественной истории Татарстана EligoVision в 2015 году создала экспонаты интерактивных животных Ледникового периода и доисторических рыб. Теперь с помощью технологий AR там можно посмотреть на саблезубого тигра, мамонтенка и гигантского кролика, а также покормить огромную пермскую акулу. Встав на «снежный» круг, зритель видит на экране самого себя, стоящего на льдине, а рядом с ним начинают появляться эти доисторические животные. Все система работает за счет запатентованных EligoVision так называемых «живых 3D-меток» — изображений, которые проецируются на экран в качестве трехмерного объекта, при этом сами метки напечатаны на обычном принтере. Именно метки позволяют увидеть уникальных доисторических рыб и покормить их «с рук». На основе меток и системы их распознания в 2013 г. появилась первая версия конструктора AR- и VR-проектов — EV Toolbox.

Сегодня вышла в свет уже третья версия EV Toolbox, бессрочная лицензия на которую для школ стоит 47 тыс. руб. (сюда входят обучающие уроки, обновления, библиотеки 3D-моделей и техническая поддержка). Коммерческая лицензия стоит столько же, но права на нее действуют только год.

Школы стали покупать софт 

EV Toolbox уже используют шесть школ Москвы, в основном государственные (одна из них — гимназия «Сколково»), образовательные центры в регионах (Казань, Петрозаводск, Ярославль и другие), а также сети детских технопарков «Кванториум» и «Калибр». Но пока этот софт больше применяется для дополнительного образования. Самый крупный заказчик — технопарк «Кванториум», он есть почти во всех регионах России. Все началось с того, что «Школа новых технологий» (курируется Департаментом информационных технологий правительства Москвы) летом 2015 г. позвала старшеклассников создавать собственные проекты с помощью EV Toolbox под руководством специалистов EligoVision. В том же году компания стала куратором кейсов дополненной реальности в популярном московском конкурсе «Школа реальных дел».

«Один из самых интересных проектов в этой Школе — квест СинемAR — придуман и сделан школьниками из лицея 1995 по мотивам культовых советских фильмов. В режиме дополненной реальности он предлагает найти те места в Москве, где снимались фрагменты этих кинолент», — вспоминает директор по маркетингу и совладелец ООО «ЭлигоВижн» Валерия Холодкова.

EligoVision стала обучать учителей работе с VR- и AR-программами; в 2017 г. школы начали закупать ее софт. Закупки финансирует бюджет, иногда школы получают на эти цели гранты. В 2017 г. объем закупок EV Toolbox составил 4,2 млн руб. — более 600 лицензий, но это только пятая часть общей выручки EligoVision. Однако если для компании подобное — лишь новое направление продаж, то для школьного образования это настоящая революция. В EligoVision при помощи своих программ хотят обучать школьников и студентов и готовить кадры для компаний. Через пять лет навык работы с VR и AR станет таким же востребованным, как навык читать и писать, считают авторы сколковского «Атласа новых профессий».

Что могут школьники

Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексей Фурсин так рассказывает о возможностях EV Toolbox:

«Конструктор EV Toolbox позволяет моделировать сложные химические эксперименты, визуализировать строение молекул и клеток живых организмов, а также проектировать Вселенную и планеты. Программу можно использовать на уроках информатики, физики, химии, биологии, а также в рамках проекторной и исследовательской деятельности учащихся и дополнительного образования».

Школьники могут освоить эту программу всего за несколько уроков.

«Это не госзаказ. У ДИТа пока нет программы оснащения школ AR- и VR-оборудованием и ПО. Поэтому сейчас мы не готовы заявить о том, что школы готовы массово закупать софт и работать на нем», — комментирует Валерия Холодкова.

EV Toolbox школы закупают не только для обучения. Так, 384 московская школа решила создать интерактивный Музей Великой Отечественной войны, оживить старые фото и макеты дополненной реальностью, сделать из музея квест по местам сражений, чтобы дети сами ходили по музею с планшетами, без экскурсовода.

Опыт использования AR в курсе изучения анатомии человека в Прибалтике и Чехии показал, что процент усвоения материала для групп с 3D составлял порядка 86%, тогда как в группах с 2D едва дотягивал до 52%.

AR хотят внедрять и производители игрушек для 3-летних детей. Так, «Краснокамская фабрика деревянных игрушек» делает деревянные кубики с эффектом дополненной реальности (тоже на основе конструктора EV Toolbox). Кубики нужно собрать в картинку и при помощи планшета получить «оживающую» картинку в дополненной реальности (есть наборы «Пермский край», готовятся к выпуску «Космос» и «Транспорт»). Сейчас дети уже в 3 года — уверенные пользователи планшетов; дополненная реальность для них не новость.

Конкуренты и конъюнктура

EligoVision — не единственная компания, внедряющая технологии виртуальной и дополненной реальности в образование. В допобразовании этим занимаются еще «Кибер Россия» и Cerevrum. Они используют программные игровые VR-движки типа Unity и Unreal engine, а также системы распознавания от Vuforia. Эти инструменты начинают применяться в чемпионатах Worldskills. В некоторых школах — например, в Хорошколе супруги главы Сбербанка Яны Греф — изучение AR и VR вводится в образовательную школьную программу на факультативном уровне.

Автор: Наталья Кузнецова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья