ENG
Перейти в Дзен
В мире, Инвестклимат, Мнение

Средиземноморский логистический узел «развяжет» Севморпуть?

Алексей Тузов

Алексей Тузов

Независимый эксперт транспортной отрасли

Уже более месяца вся мировая общественность наблюдает за вооруженным конфликтом на Ближнем Востоке. Помимо очевидных геополитических последствий, стоит обратить внимание на неизбежные экономические и логистические последствия этого конфликта, которые затрагивают не только страны Ближнего Востока, но и весь мир, включая Россию.

Корабли в морском порту Дудинка. Арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути Дудинка — крупнейший в Сибири и самый северный международный морской порт в России. Светлана Шевченко / РИА Новости

Аналитики утверждают, что на данный момент не стоит бояться повторения масштабного нефтяного кризиса 1973 года. Однако проблемы на Ближнем Востоке, особенно в контексте нынешнего вооруженного конфликта между Израилем и Палестиной, могут провоцировать рост цен на бензин по всему миру из-за логистических трудностей в поставках нефти. Парализация транспортировки нефти на Ближнем Востоке из-за военных действий может вызвать затруднения в поставках сырья для нефтеперерабатывающих предприятий по всему миру.  Из-за перебоев в логистике и последующих проблем с поставками будут увеличены цены на перевозки и сами грузы.

Суэцкий канал — бесшлюзовый судоходный канал в Египте, который соединяет Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками: Евразией и Африкой. Судоходная артерия обеспечивает примерно 12% мировой торговли, каждый день по нему проходят порядка 50 судов. Данный морской путь является нейтральным международным коридором, на который, по утверждениям администрации Суэцкого канала, не влияет политика или войны.  Но, к сожалению, эти слова не могут обеспечить безопасность перевозок, находящихся в непосредственной близости от вооруженного конфликта Израиля и Палестины. Чтобы не подвергать дополнительным рискам свои грузоперевозки, Россия, кстати, рассматривает несколько альтернативных логистических решений для обеспечения поставок нефти и нефтехимии, чтобы обходить Суэцкий канал и Красное море. Например, Северный морской путь (Севморпуть). Этот маршрут, идущий вдоль северного побережья России, предоставляет кратчайший путь от Атлантического океана до Тихого, обеспечивая более эффективные поставки нефти в азиатские страны. Севморпуть на 40% короче транспортного маршрута через Суэцкий канал, за счет чего позволяет сократить не только время, но и расходы на топливо. Также Россия и Иран заключили соглашение о построении последнего участка Международного транспортного коридора «Север — Юг», что позволит осуществлять перевозки грузов по железной дороге от Санкт-Петербурга до Персидского залива без задержек. Данное развитие проекта существенно увеличивает возможность открытия альтернативного маршрута Суэцкому каналу.

Однако не только нефтегазовый сектор сталкивается с проблемами. Сейчас правительство РФ планирует увеличить торгово-экономический оборот между Африкой и Россией, но экспорт грузов во многом зависит от построения грамотных логистических маршрутов. На данный момент Россия сотрудничает в основном со странами, имеющими порты на Средиземном море. Более 70% товарооборота России с Африканским континентом сегодня обеспечивают Египет, Алжир, Марокко, Тунис и ЮАР. Россия как поставщик продовольствия для африканского континента может столкнуться с угрозой нарушения логистики из-за военного конфликта Израиля и Палестины. Сложности в поставках могут привести к скачку цен на продовольствие в странах Африки, оказывая дополнительное давление на экономику континента.

В сфере туризма также происходят изменения. Вооруженный конфликт влияет на восприятие Ближнего Востока как безопасного направления для отдыха, что негативно сказывается на туристической индустрии. Однако война Израиля и Палестины влияет не только на прямое снижение потока туристов. В Израиле, например, туристическая отрасль составляла 15% общего числа рабочих мест до вооруженного конфликта. Дополнительные отрицательные последствия для туризма будут связаны с разрушениями инфраструктуры на Ближнем Востоке, а также с уменьшением доходов от путешественников не только в Израиле, но и в таких странах, как Египет, Иордания и Ливан. Туристы обеспокоены по поводу собственной безопасности, так как данные страны являются соседями Израиля и Палестины.

Нынешний конфликт не только создает проблемы для региональных игроков, но и оказывает комплексное воздействие на мировую экономику с особым учетом экономических и логистических аспектов, затрагивая даже такую, казалось бы, далекую от конфликта страну, как Россия.

Логистические трудности, вызванные войной на Ближнем Востоке, приводят к нарушению транспортных маршрутов, особенно важных для поставок энергетических ресурсов, включая нефть и газ. Кроме того, логистические проблемы оказывают воздействие на торговлю и поставки других товаров. Это касается не только энергетических ресурсов, но и различных товаров, проходящих через ключевые транспортные маршруты в этом регионе. Увеличение транспортных издержек и времени доставки приводит к ухудшению условий торговли и может создать трудности для предприятий и потребителей в различных странах мира. Например, цены на фрахт выросли на 50% по 16 маршрутам, при этом наибольший рост стоимости фрахта отмечается на направлениях, проходящих через Средиземное море.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья