ENG
Добавить в избранное
Мнение, Это интересно

Сторителлинг по-голливудски: как не стать рабом желаний

Игорь Пылаев

Игорь Пылаев

Эксперт по массовым коммуникациям, автор книг по PR и маркетингу

«Три тысячи лет желаний». О чем может быть фильм с названием как рекламный слоган? Либо о сексе, либо о маркетинге! Создатели картины рискнули объединить обе темы в причудливую притчу. О том, как похоть, страсть, амурные чувства превращаются в товар, и наоборот. Из века — в век. Есть ли хоть один шанс разорвать порочный круг? 

Австрийский режиссер и продюсер Джордж Миллер. Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Автор фильма — легендарный Джордж Миллер, который сам — как «ходячий бренд». Он придумал и снял трилогию «Безумный Макс» с Мэлом Гибсоном в главной роли. Срежиссировал «Иствикских ведьм» с Джеком Николсоном, Мишель Пфайффер, Шер и Сьюзан Сарандон. И еще десяток киношлягеров, чья простота весьма обманчива.

«Три тысячи желаний» начинается с оговорки от имени главной героини Алитеи:

«Эта история — правда. Однако вы мне скорее поверите, если я ее расскажу словно сказку». 

Следовательно, нет никаких препятствий для пересказа киношного нарратива другими словами, более привычными для глаз и ушей маркетологов.

Основное место действия — номер отеля в Стамбуле. Главные персонажи — ученый-лингвист Алитея и восточный Джин, чье призвание — искушать подобно библейскому Змею и современным специалистам по продвижению товаров.

Сюжет вертится вокруг вечных ценностей — свободы и любви. Всегда ли необходимо жертвовать одним чувством ради другого? Или есть альтернативные, безболезненные варианты? Секс без обязательств. Потребительская свобода выбора без жертвенности, которая также основана на договорных отношениях, деньгах и манипуляциях.

Алитея слишком рано вышла замуж:

«Вначале мы наслаждались телами и умами друг друга. Нам было комфортно…»

В этот момент на экране мелькает «первый и последний снимок» УЗИ маленького Enzo, их не родившегося ребенка. Как следствие, муж ушел к другой, а Алитея, скорее всего, на всю жизнь осталась бесплодной (в фильме об этом прямо не сказано).

«Я думала, что буду переживать предательство и потерю, но почувствовала свободу. Я как пленник, вышедший из темницы на Солнце. Я другого не желаю». 

Из-за перенесенных травм женщина стала самодостаточной, подобно бесполезному флакону — пустому и без крышки. Именно этот образ появится на экране в кульминационный момент фильма.

Джин, наоборот, из-за неразделенной любви оказался заперт внутри сосуда. Буквально превратился в его содержимое. Чтобы обрести вечную свободу, он должен исполнить три желания сердца своего освободителя.

Первые несколько попыток оказались неудачными. Теперь всё зависит от Алитеи. Но она, как назло, всем довольна, в подачках не нуждается и твердо стоит на своём:

«В моей жизни есть всё, что нужно. Я всем довольна, за всё благодарна…»

Соблазнит ли Джин ученого-нарративиста своими хитрыми историями? Ответ слишком очевиден. А чем еще заниматься в номере отеля после душа и в банном халате на голое тело?

Куда интереснее ответ на более важный вопрос. Кто и что влияет на принятие судьбоносного решения? На выбор между свободой и любовью?

Хитрые уловки и манипуляции прирожденного сторителлера, гуру-копирайтера и маркетера от самого дьявола? Или глубинные, затаенные, неистребимые потребности и желания клиента?

Первая из трех историй — о царице Савской. В то время наш герой был свободным Джином подле царицы и по уши в неё влюбленным. Но к ней посватался царь Соломон — искусный маг и музыкант. До встречи с Соломоном царица, как и Джин, предпочитала свободные отношения, секс без обязательств.

«Ты — королева. Свободная как могучая птица. На всё смотришь свысока. Зачем тебе привязывать себя к мужской постели?» — говорит Джин. 

«Нет мужчины, который бы так привязал меня», — признается царица в ответ, указывая на Соломона. 

Владычица прекрасно понимает, чем придется пожертвовать. И поначалу сопротивляется своему чувству. Она обуславливает дачу согласия на брак исполнение царем Соломоном трех невообразимых желаний. В частности, ответить, чего же она как женщина хочет больше всего на свете? Зритель не слышит ответа — его Соломон нашептал царице на ухо. Но всё очевидно без слов: она хочет его, Соломона, даже ценой своей свободы. В свой черед царица готова исполнить самое заветное желание Соломона — «выйти за него замуж и впустить в постель».

За попытку в брачную ночь стать третьим в чужой постели Джин поплатился свободой…

«Абсолютно все истории про желания. Все они поучительны. И все с несчастливым концом», — резюмирует Алитея. 

Вторая история — про любовь с первого взгляда. Рабыни-турчанки к прекрасному принцу, наследнику престола. Ей выпал шанс вызволить джина из заточения, и она без оглядки воспользовалась услугами искусителя. Во-первых, пожелала стать наложницей принца. Во-вторых, забеременеть от него. Однако в результате придворных интриг наследный принц был убит.

Попытки Джина спасти рабыню от рук наемников оказались тщетными. Искуситель требовал, чтобы девушка загадала третье желание и спасла себя и ребенка. Но рабыня отказалась. Возможно, посчитала бессмысленной жизнь без любимого. Она погибла, а с ней — и шанс Джина на свободу. Третье желание так и не случилось. Манипуляции искусителя пошли прахом. Победило истинное, глубокое чувство, скрытое за ширмой похоти, властолюбия и гордыни.

Третья история — о турецком султане Мураде IV и его недалеком братце. Война ожесточила сердце султана, превратив его в кровавого и жестокого правителя. За свою недолгую жизнь он влюбился единожды — в седовласого искусного рассказчика, в него и его истории. Но старик довольно скоро умер, следом смерть пришла и за молодым султаном.

На трон взошел умалишенный братец, помешанный на сексе с очень полными женщинами. Их всех объединяла не только похоть, низкий уровень социальной ответственности, но и степень умственного развития. Одна из рабынь случайно нашла пустой флакон «из-под джина». У искусителя появляется шанс вернуться в игру, исполнив три её желания. Но он — слишком настойчив, слишком нетерпелив. Наседает на простушку-толстушку подобно неумелому и напористому коммивояжеру. В гневе рабыня посылает Джина куда подальше — в бутылку да на дно Красного моря.

Казалось бы, еще одна поучительная история с печальным финалом. Однако благодаря этому Джин еще на шаг приблизился к заветной цели — первому желанию Алитеи.

Нет ни смысла, ни нужды пересказывать весь фильм. Кульминация — сдача нарратологом своих позиций. Она возжелала Джина. С оговоркой, что возникшие между ними договорные отношения будут облечены в формат вечной взаимной любви. Джин охотно соглашается. В этот момент оба еще не осознают, что становятся заложниками таких отношений.

Она, по сути, покупает любовь в обмен на спасение раба-искусителя. Он сам себя превращает в вечного героя-любовника без шансов на истинную свободу. Рабом в квадрате. Классический пример «уловки 22», неразрешимый парадокс.

Впрочем, ближе к финалу оба героя находят выход из тупика. Но авторами фильма это сделано так изящно, что в результате зрители всё равно остаются в легкой растерянности из-за недосказанности. Возможна ли любовь без ущерба для свободы? Или это выбор без выбора; любовь — обратная сторона рабства, а свобода — синоним любви?

Не случайно в конце истории Алитея инстинктивно реагирует на чужого голос ребенка за её спиной. С грустью, сожалением. С искрой вечной истинной любви в глазах. Живая, не рекламная пауза по ходу тотального потребления.

«Итак, однажды, когда металлические крылья носили людей по небу, перепончатые лапы позволяли ходить по морскому дну, а стеклянные плиточки в руках людей извлекали из воздуха песни о любви, жила-была женщина. Вполне счастливая. И одинокая. Ее занятием были истории. Она была нарратологом — искала общие черты во всех историях человечества».


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья