ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение, Прогнозы

К чему приведет трансграничный углеродный налог

Максим Черняев

Максим Черняев

Кандидат экономических наук, PhD, доцент экономического факультета РУДН

Общемировой тренд экономического развития, задаваемый в первую очередь развитыми странами Западной Европы и Соединенными Штатами Америки (США), состоит в декарбонизации экономики и постепенном переходе к «зеленым» технологиям. 

Одним из ключевых показателей, по которому производится оценка экологичности технологии, является «количество выбросов углекислого газа» (СО2) в процессе ее применения. Стимулирование производителей снижать выбросы СО2 на текущий момент носит экзогенный характер. Основными авторами выступают политические институты в лице государственных и межгосударственных образований, таких как, например, Европейский Союз (ЕС).

Меры стимулирования традиционно делят на административные и рыночные. К первым относятся решения по стандартизации и технологическое регулирование. Ко вторым — стимулирование производства продукции по «зеленым» технологиям, субсидирование технического перевооружения, квотирование выбросов СО2 для производств различного уровня. К ним же относятся углеродные налоги, частным случаем которых является трансграничный углеродный налог, вводимый ЕС.

В настоящее время процесс декарбонизации идет во многих странах мира. В качестве важного уточнения следует отметить, что этот процесс в разных странах начался в различное время и протекает с разной скоростью. Фактическая дифференциация стран по степени декарбонизированности экономики обуславливает неоднозначные оценки введения ЕС трансграничного углеродного налога.

Экономическая конъюнктура в России обуславливает необходимость концентрироваться на вопросах развития промышленности. Экологическая повестка не отодвигается на второй план, но и не может стоять во главе угла. Об этом упоминал Денис Мантуров на площадке недавно прошедшей российско-германской сырьевой конференции. Глава Минпромторга заявил, что в политике «озеленения» российской экономики необходимо действовать с осторожностью, «балансируя вопросы экологии с задачами развития промышленности».

При этом в России активно развивается инфраструктура по производству водорода. Предполагается введение требований к автопроизводителям по продажам «зеленого» транспорта. Также проводится большая работа по сокращению выбросов СО2 предприятиями промышленности. Еще на Парижской конференции по изменению климата Владимир Путин говорил о перевыполнении Россией плана по сокращению выбросов в рамках обязательств по Киотскому протоколу.

Несмотря на успехи российской экономики в вопросах сокращения негативного влияния на атмосферу, следует отметить, что основная доля экспорта в ЕС приходится на продукцию ТЭК и металлургию, в которых четко просматривается углеродный след. В этой связи введение ЕС трансграничного углеродного налога неминуемо влечет недополучение прибыли российскими компаниями. По оценкам KPGM, увеличение фискальной нагрузки на российские компании составит около $8–9 млрд. Всего же с 2022 по 2030 гг. российский экспорт недополучит около $50 млрд.

Вопрос оценки влияния вышеназванного налогового сбора на торговые и дипломатические отношения России и ЕС стоит особенно остро на фоне эскалации политической напряженности и обострения санкционного давления. Следует отметить, что за десятилетия торговых отношений Россия зарекомендовала себя как надежный поставщик энергоресурсов в ЕС.

В условиях увеличивающейся волатильности на финансовых рынках, нарастающих кризисных явлений в мировой экономике и климатических изменений было бы ошибочно полагать, что введение данного налога сместит Россию с позиции основного торгового партнера ЕС в части углеводородного сырья и одного из крупнейших поставщиков продукции металлургии. Для Москвы эта ситуация может оказаться даже выгодной в части дополнительных стимулов для «озеленения» производства и ускоренного внедрения мощностей по генерации водородного топлива.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья