ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью, Стартапы

Требование к проектам — продукт, команда и рынок более $100 млн

В России все более популярными становятся бизнес-акселераторы — программы, призванные помочь в становлении как начинающим бизнесменам «на уровне идеи», так и уже имеющим свой продукт и команду, и которые позволяют основателям проектов воспользоваться помощью опытных специалистов, аналитиков или наставников. Участвовать в них предприниматели могут или на условиях оплаты услуг, или за небольшую долю в бизнесе. Членами «Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов» сегодня является более 260 подобных структур. Одна из них — действующий в Санкт-Петербурге «Городской цифровой акселератор» (CDA), организатором которого является НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области при поддержке администрации Санкт-Петербурга, а также АО «РВК». Об акселерационной программе «Городского цифрового акселератора» «Инвест-Форсайту» рассказывает его руководитель Андрей Мясков.

Требование к проектам — продукт, команда и рынок более $100 млн

Потенциал проекта и взаимодействие с государством

— В России больший процент финансового оборота и инвестирования происходит в Москве. Почему именно Санкт-Петербург был выбран площадкой для пилота? 

— У Петербурга огромный потенциал, ведь здесь есть все необходимое для создания экосистемы высокотехнологического предпринимательства — кадры, технологии, компании, близость к европейскому рынку и т.д. Здесь расположены ведущие вузы, такие как СПбГПУ и ИТМО, которые не только являются кузницей высококвалифицированных кадров, но и обладают навыком отраслевой экспертизы новых технологий. Большое количество крупных предприятий, в том числе госкорпораций с головным офисом в Петербурге, дает плацдарм для тестирования новых решений и вывода их на рынок. Кроме того, Петербург находится на границе с Европой. В частности, до Финляндии, являющейся одним из инновационных центров Европы, всего 200 км. Это открывает дополнительные возможности для проектов в направлении выхода на глобальный рынок. Кроме того, с 1 октября в Петербург можно приехать по электронной визе — это сильно упрощает доступ для иностранных партнеров и инвесторов.

— Кто является официальными партнерами акселерационной программы в Санкт-Петербурге? Привлечены ли в программу городского инвестирования зарубежные компании или крупные отечественные производители?

— Акселератор реализуется «Клубом лидеров» в Петербурге и Ленобласти совместно с администрацией города и при поддержке РВК. Мы сильно отличаемся от других моделей акселератора — в основном их можно отнести либо к обучающим, либо к корпоративным. CDA же использует интеграционную модель, объединяя интересы разных участников — стартапов, города, корпораций и крупного бизнеса, инвесторов, институтов развития, вузов. На данный момент у нас 29 партнеров — компаний-интеграторов, среди которых — «Газпромнефть», Setl Group, Кировский завод, ОСК, «Россети-Ленэнерго», Netrika, «Супертел», «Ленполиграфмаш» и многие другие. В течение первого потока мы провели более 70 встреч стартапов с партнерами, в результате которых 25 пилотных проектов находятся на стадии обсуждения, из них 3 проекта перешли на этап согласования условий и технического задания. Мы также тесно работаем с РВК и АСИ.

— Акселерационная программа обладает поддержкой администрации города. Какие у нее полномочия в данном проекте? Какого рода поддержку она осуществляет?

— Да, мы работаем вместе с администрацией города. Коллеги из проектного офиса Санкт-Петербурга помогают доупаковать проекты под потребности города и городской инфраструктуры, снять административные барьеры и получить пилотную зону. Например, по итогам первого потока стартап Laeneco получил возможность тестирования своего электронного стетоскопа и приложения для проверки легких в городской больнице №40.

Эффективность проекта

— Какими критериями должны обладать стартапы, чтобы попасть в программу городской акселерации? Что вы посоветуете новаторам, у которых есть готовые проекты или разработки?

— Основные требования к проектам — наличие готового продукта, который можно пилотировать в городе либо в корпорации и не тратить время на разработку; а также сформированная команда, в которой есть как бизнесмены, отвечающие за упаковку и продвижение, так и инженеры, которые смогут дорабатывать и развивать продукт. Кроме того, должен быть достаточный объем рынка — более $100 млн. Также у нас есть критерии по профилю проектов. В следующем году мы планируем три трека. Энергетический (Energy) — проекты из области энергетики и нефтегаза, а также цифровизующие эти сферы. Промышленный трек (Industrial) — к нему мы относим проекты для машиностроительной сферы. И городские технологии (Urban) — это проекты из области Smart City и технологии для людей. Технологических ограничений у нас нет.

— В первый поток «Городского цифрового акселератора» попали 20 команд, но завершили его только 12 проектов. Расскажите об их результатах? Какие пилотные внедрения планируются ближайшее время в Санкт-Петербурге? Что ожидает те 8 компаний, которые не прошли акселерационную программу, и могут ли они снова ее пройти?

— То, что не все команды доходят до финала, нормально. Акселератор — это программа, которая направлена на ускорение развития. Есть определенный темп ее прохождения, далеко не каждый стартап может его выдержать. Поэтому до этапа презентаций на DemoDay дошло только 12 проектов. И это хороший результат — в среднем на акселерационных программах до финала доходит порядка 30%.

Мы работали с проектами по трем направлениям — это интеграция проектов в городскую инфраструктуру либо в корпорацию, а также упаковка продукта и изменение показателей. По каждому направлению есть отличные результаты. Например, BigXP — маркетплейс ведущих ИТ-экспертов — смог увеличить трафик на сайт и количество лидов в 2,5 раза.

Ряд проектов получил пилотные зоны в городе, где они смогут внедрить свои решения. Так, в Красногвардейском районе сейчас реализуется пилот по теплоаэросъемке с помощью решений ГК «Геоскан», а в ГБУЗ Городская больница №40 пройдет тестирование электронного стетоскопа и приложения для проверки легких во время гриппа и простуды Laeneco.

По направлению работы с корпорацией тоже планируется пилотирование проектов участников акселератора. В частности, такие договоренности есть у платформы для сбора аналитических данных на основе системы распознавания лиц ProEye, а также у производителя литий-полимерных аккумуляторов НПЦ «Штандарт» и стартапа Resero, предоставляющего систему мониторинга персонала и промышленной безопасности в условиях отсутствия базовых сетей.

Помимо этого, со всеми командами мы работаем по направлению получения поддержки РВК: помогаем подать заявки на меры финансовой поддержки, приглашаем на мероприятия и в целом включаем в экосистему поддержки инноваций.

— Какой процент из 20 выпускаемых компаний реально осуществляет реализацию стартапа на производстве? Уже есть статистические данные?

— Примерно треть резидентов акселератора — это hardware-проекты, некоторые уже имеют свое производство и планируют его дальнейшее расширение, другие ищут инвестиции для развертывания промышленного производства.

Региональное развитие

— CDA — акселератор, который способствует продвижению и развитию стартапов в Санкт-Петербурге. Могут ли отечественные компании из других регионов принять участие в программе?

— У нас нет ограничений по территориальному признаку, поэтому участвовать могут проекты из любого региона, если они соответствуют профилю. Единственное дополнительное условие — присутствие в Петербурге на время акселерационной программы либо возможность приезжать на мероприятия акселератора: трекшн, встречи с компаниями-интеграторами и т.д. А также готовность реализовывать пилоты на территории города.

— Как вы собираетесь распространять акселератор в другие регионы и страны? И каким образом будут определяться ведущие направления в этих регионах? 

— У нас есть определенное взаимодействие с Агентством стратегических инициатив (АСИ) по направлению «Национального сетевого акселератора» (НСА), который агентство планирует запустить в 2020 году совместно с «Платформой НТИ», РВК и «Сколково». Одна из возможностей реализации акселератора — это тиражирование успешных практик на регионы. Соответственно, CDA может быть такой успешной практикой, как модель городского акселератора, связывающего крупный бизнес и перспективные проекты, а также создающего возможность для их пилотирования. Этот формат акселерации, позволяет через ряд пилотных внедрений выводить новые продукты и решения на глобальный рынок.

Будущее

— CDA открылся только летом прошлого года. Вы заявили, что в случае успешного завершения пилота планируется запустить работу акселератора на постоянной основе. Расскажите, в каком формате это будет? На данный момент насколько реализованы ваши планы, есть ли потенциальные партнеры за рубежом?

— Как я уже сказал, у нас будет три трека, через которые планируем пропустить порядка 100 стартапов. Под каждый трек мы собираем свой пул компаний-партнеров. С кем-то уже работаем, например: «Ленполиграфмаш», «Россети-Ленэнерго», «Газпромнефть» и другие, а с кем-то ведем переговоры. Мы находимся в постоянном поиске новых партнеров, готовых к интеграции и пилотированию у себя технологических проектов, и рассчитываем, что к концу года их будет более 40. Выход на международный рынок — уже следующий этап. Сейчас мы хотим отточить модель на локальном рынке. Точечно мы в следующем году уже будем выводить проекты на международный рынок через систему GoGlobal.

— Вы планируете увеличить количество стартапов, прошедших акселератор, с сегодняшних 20 до 100 ежегодно. По вашим оценкам, на горизонте пяти лет это должно увеличить количество рабочих мест до 5000. Какие сферы и направления являются преимущественными для развития в Санкт-Петербурге?

— По сути, это те сферы, которые выбраны нами для треков — энергетика, промышленность (машиностроение) и городские технологии. Энергетика в целом одна из инновационноемких сфер. Кроме того, за последнее время в Петербург перенесены головные офисы крупных энергетических и нефтегазовых компаний, таких как «Газпром» и его дочерние структуры. Также ходят слухи о возможном переезде «Сургутнефтегаза». Помимо этого, в городе расположена дирекция по цифровой трансформации «Газпром нефть», а в следующем году компания планирует запуск цифрового дома.

Второе направление — машиностроение. В Петербурге большое количество компаний, которые работают как на оборонку, так и на гражданку — «Алмаз-Антей», «Ленполиграфмаш», «Силовые машины», «Кировский завод» и многие другие. Кроме того, город является центром судостроительной отрасли, в ближайшее время ОСК планирует перевести головной офис в Петербург.

Что касается технологий для города, то, на мой взгляд, в Петербурге их легче внедрить в инфраструктуру, чем, например, в Москве. При этом Петербург все-таки не простой город-миллионник, а крупнейший город федерального значения. Помимо этого, в Петербурге есть поле для маневра, потому как с точки зрения применения технологий Smart City город заметно отстает от той же Москвы.

Беседовала Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья