2022 год стал переломным для бизнеса в России. Большинство привычных площадок и схем работы для привлечения клиентов стали недоступны. В 2023-м на смену им приходят новые стратегии, а в российский интернет-маркетинг, несмотря ни на что, проникают общемировые тренды. О том, что нужно внедрять в свой бизнес уже сейчас, рассказала Элизабет Женевская, преподаватель кафедры рекламы и визуальных коммуникаций факультета дизайна и рекламы университета «Синергия».
Новые каналы и комплексный маркетинг
Тренд на развитие новых каналов возник вынужденно. В 2022-м мы остались без Facebook* и Instagram*: их признали экстремистскими и заблокировали на территории Российской Федерации. Бизнесу пришлось переходить на другие каналы. Так он перетек во «ВКонтакте». По данным платформы, прирост аудитории составил 8,7%.
Среди альтернатив также стали появляться предложения от российского рынка: «Грустнограм», «Россграм», Yappy и другие. Ни одна из этих соцсетей не стала популярной, рекламных кабинетов там не появилось. Однако можно предположить, что будут еще попытки создать более успешные проекты.
В 2023 году бизнесу также важно вкладываться в комплексное продвижение, развивать разные каналы и площадки для коммуникации с клиентом. Так можно собирать информацию о потребителе из разных источников: какие вопросы он задавал, что покупал и с какой частотой. А у клиента появляется возможность выбрать удобный для себя тип связи: через соцсеть, сайт интернет-магазина или напрямую через мессенджер. Это также обеспечивает бренду высокий уровень сервиса, формирует его позитивный имидж и прогнозирует лояльность потребителей.
Маркетплейсы и видеохостинги — новые поисковики
Мы видим, что люди чаще совершают покупки на «Яндекс.Маркете» или OZON, чем в интернет-магазине определенного бренда. По данным финтех-платформы Lemon, в пятерке самых популярных маркетплейсов оказались Wildberries, Ozon, «СберМегаМаркет», «Яндекс.Маркет» и «AliExpress Россия». В 2022 году именно на них пришлась половина всех интернет-продаж.
Поэтому для многих компаний выход на маркетплейсы становится вопросом выживания. Для маркетологов же это новый вызов: схемы продвижения там сильно отличаются от привычной работы с e-commerce, которая опиралась на приведение людей на собственный сайт.
Также сохраняется устойчивый тренд у молодой аудитории искать познавательную информацию в формате видео: так гораздо проще понять, как готовить какое-то блюдо, учить слова на иностранном языке или вывести пятно от соуса. Поэтому для бизнеса это один из эффективнейших способов продвижения. В тренде ролики длительностью менее двух минут. Даже YouTube сейчас продвигает ролики до минуты. Это подхватывают и отечественные платформы «ВКонтакте» и «Дзен», где, в отличие от YouTube, сейчас можно запустить рекламу.
Законодательное регулирование и отказ от файлов cookie
В сентябре 2022 года в России начал действовать закон об обязательной маркировке всей интернет-рекламы. И хотя прошло уже почти полгода, вопросов о работе этой системы остается по-прежнему много. Поэтому в 2023 году маркетологам потребуется больше времени на размещение рекламных объявлений.
Коснулись изменения и личных данных нашей аудитории. Google уже сейчас собирает меньше информации о пользователях, чем мы привыкли. А к 2024 году прекратит этим заниматься совсем. Поэтому 2023 год — это возможность для маркетологов перестроить свои методы работы. Теперь нам понадобятся другие сервисы, чтобы знать «всё-всё» о посетителях сайта. Для этого подойдут Clearbit, Lusha, Snitcher.
При этом мы ни в коем случае не должны забывать о правах нашей аудитории на конфиденциальность и сохранность тех данных, что они готовы нам передать. К хранению таких данных нужно подходить со всей серьезностью. Следите за технической безопасность, иначе репутационные риски из-за утечки информации неминуемы.
IT в маркетинге
Изначально этот тренд появился в IT, но сейчас начинает распространяться и на интернет-маркетинг. В первую очередь это касается управления рекламными кампаниями. Всё чаще именно машина будет решать, где и как оптимизировать вашу рекламу. Например, с весны 2023 года у «Яндекса» больше не будет кампаний с ручными ставками с демонстрацией РСЯ. Также и Google предлагает автостратегии с возможностью оплачивать рекламу только за клик.
Автоматизация проникает и в генерацию контента: теперь писать тексты и создавать изображения можно с помощью нейросети — это горячий тренд. Например, успешно с нейросетью поэкспериментировала Epica: компания наполнила свои соцсети креативными и интересными материалами, сгенерированными ИИ. Это привлекло внимание профильных СМИ, которые рассказали про это своей аудитории.
В тренде также и совершенствование чат-ботов. Их делают умнее с помощью искусственного интеллекта, чтобы они могли лучше отвечать на запросы пользователей, а это помогает бизнесу удерживать клиентов. Такая же история с голосовыми помощниками — они будут развиваться, лучше понимать людей, чтобы помогать им с их вопросами.
Честные и искренние коммуникации
В 2023 году дистанция между брендами и аудиторией будет продолжать сокращаться. Контент становится более честным и искренним — это беспроигрышная стратегия, чтобы повысить лояльность и построить доверительные отношения с аудиторией. Аудитория хочет знать о бренде всё. Всем надоели идеальные отретушированные фото, снятые в студии видео. В тренде «настоящий» контент.
Того же аудитория ждет и от блогеров. После множества скандалов вокруг псевдонативной рекламы казалось, что инфлюенс-маркетинг не выживет. Однако именно блогеры помогают брендам создать это ощущение «близости» со своей аудиторией. Поэтому блог-туры и UGC (контент, созданный пользователем) будут активно развиваться в 2023 году.
Что с этим делать?
Это далеко не все тренды 2023 года. В сфере интернет-маркетинга они появляются постоянно — только успевай внедрять и отслеживать, что подходит определенному бизнесу. Присмотритесь к методикам работы в IT, но не забывайте про человечную коммуникацию.