ENG

Перейти в Дзен
Регионы / Мнение

Цифровое неравенство: почему отстают регионы

Сергей Плуготаренко

Сергей Плуготаренко

Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК); руководитель проектного офиса хакатона «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей»

В 2021 году в России появился федеральный проект «Цифровой регион», за четыре года на его реализацию планируется потратить 137 млрд рублей. Средства пойдут на финансирование региональных и муниципальных проектов в области цифровой трансформации, на обеспечение координации, нормативной и методической поддержки мероприятий федерального проекта и на осуществление постоянного мониторинга. Изначально запуск проекта планировался в 2020 году, но из-за пандемии старт отложен до осени 2021 года. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Цели «Цифрового региона» — подготовить нормативную базу, которая позволит регионам внедрять технологии, цифровизировать ЖКХ и энергетику, вовлекать граждан в процессы управления через ИТ-платформы. Проект будет стремиться приблизить цифровое оснащение региональных муниципалитетов к столичному уровню. Но как образовался такой разрыв в цифровом оснащении между провинцией и столицей, какие шаги следует предпринять, чтобы сократить отставание?

Нехватка финансирования

Одна из основных причин в том, что правовая и финансовая автономность регионов ограничена. Чем меньше город, тем меньше его бюджет. Больше половины регионов России не получают достаточной поддержки. Поэтому возможности муниципальных органов в более крупных городах сильно отличаются, но при этом ожидания жителей не сильно разнятся в регионах, когда дело касается цифровизации.

Возможно, проблему частично решит «Цифровой регион». Но создать единый проект для всех регионов будет сложно, так как у каждого своя специфика. В настоящий момент ряд направлений финансируется за счет национальной программы «Цифровая экономика». Однако все еще не хватает нормативно-правового регулирования и финансового обеспечения региональных бюджетов. Пока нет инструментов, которые бы установили новые принципы оказания государственных и муниципальных услуг, а без этого, например, невозможно трансформировать госуправление.

Отсутствие лидеров инноваций

В 2020 году в «Сколково» провели исследование более чем в 90 городах. Они оценили наличие и доступность цифровых услуг в транспорте, финансах, торговле, социальной сфере, медиа и госсекторе — ключевых сферах обычной жизни человека. Первые три места заняли Краснодар, Екатеринбург и Белгород соответственно. Авторы исследования выяснили, что цифровой разрыв в регионах связан с потребностями и запросами жителей, поэтому органам управления и лидерам регионов нужно формировать цифровой спрос у населения и навыки грамотного использования достижений цифровизации. Отдельное направление — создание инновационной среды с творческой составляющей и улучшение качества человеческого капитала.

Тут появляется другая проблема — большинство городов испытывает дефицит лидеров общественного мнения и соответствующих навыков, чтобы поднимать общий уровень цифровой грамотности, формировать желание пользоваться ИТ-инфраструктурой для повышения качества жизни. Например, для покупки билетов уже необязательно обращаться в кассу ЖД-вокзала или аэропорта, записаться в поликлинику можно через Госуслуги, там же записать ребенка в школу или детский сад. И такая возможность есть у любого жителя с доступом в интернет.

Сейчас у регионов есть возможность перенять и переосмыслить опыт коллег, которые уже успешно внедряют технологии и оптимизируют жизнь граждан. Можно подсмотреть чужие ошибки и удачные проекты, а также запросить внешнюю экспертизу.

Сервис-провайдер Orange Business Services и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) запланировали совместную реализацию проектов на Дальнем Востоке и в Арктике. Orange поделится своей международной и российской экспертизой в области «умных» городов и обеспечения бесперебойной связи на судах и удаленных объектах, а АНО АПИ будет содействовать в получении государственной и финансовой поддержки.

Но для развития «умного города» нужны не только технологические средства, а новый образ мышления среди органов управления, бизнес-предприятий, научного и общественного сообществ и самих граждан. Это одна из причин, почему важно поддерживать тесное сотрудничество между университетами и частным сектором, а основной целью должно стать совместное обучение. Долгосрочное сотрудничество создаст основу для новых совместных инноваций и цифровой трансформации. Например, в Санкт-Петербурге Университет ИТМО и «Роснано» открыли стартап-студию, в рамках которой у проектов будет возможность закупать необходимое оборудование и сотрудничать с контрактными компаниями нано-центров ФИОП.

Недостаток кадров

Когда речь заходит о городах будущего, неизбежно представляются картинки из футуристической литературы: летают автомобили, все пропитано «цифрой» и технологиями. На самом деле «умный» город — это не про будущее, а про сегодня. Концепция гораздо проще, чем кажется. Прежде всего это инструменты, которые делают среду проживания более удобной для жизни и устойчивой. Концепция «умного» города включает шесть основных направлений:

  1. Экономика, связанная с инновациями, предпринимательством и гибкостью.
  2. Мобильность в управлении ресурсами и транспортными системами.
  3. Прозрачность структур управления.
  4. Среда, в которой заботятся об экологии и рационально используют ресурсы и энергию.
  5. Высокое качество жизни.
  6. Умные люди с точки зрения квалификации, творческих способностей, образования и гибкости.

Шестой пункт — большая проблема для наших регионов, так как для них характерна «утечка мозгов». По данным исследования 2019 года международной рекрутинговой компании Hays, треть россиян готова переехать в другой город или регион ради высокой зарплаты и перспективной работы. Только 8% не готовы никуда уезжать. Выпускники школ отправляются учиться в другие города: кто-то за хорошим образованием, другие — из-за более комфортных климатических условий, третьи — за возможностями. Большая часть этих детей «потеряна» для своих городов как жители. Пандемия и массовый переход на удаленный образ жизни немного скорректировали отток: оказывается, уход из мегаполисов в деревни и пригороды возможен. Но есть сомнения, что число людей, решивших вернуться из Москвы на Камчатку или Ямал, будет большим, так как русский север все еще малопригоден для жизни.

Действующие технологии «умных» городов в регионах

Железноводск

В конце 2019 года совместно с компанией «Русатом Инфраструктурные решения» (входит в состав госкорпорации «Росатом») в городе Железноводск началось внедрение цифровых технологий. Сейчас в городе работают система отслеживания передвижения общественного транспорта, «умные» остановки и пешеходные переходы. В детских садах и школах есть датчики, которые следят за потреблением воды, тепла и электроэнергии. С их помощью организации экономят до 20% ресурсов. Гости и жители города могут с помощью мобильного приложения, портала или информационных панелей узнать про культурные достопримечательности, афишу или выбрать прогулочный маршрут.

Новороссийск

Муниципальный проект «Умный город» реализуется в Новороссийске с 2019 года. В городе уже внедрили лабораторную цифровую систему, которая действует в больницах и поликлиниках, «умные» остановки и лавочки с виртуальной библиотекой. В Новороссийске работает «умное» освещение, для которого на автоматизированные решения заменили более 15 тысяч светодиодных уличных светильников. Также есть «тревожные» кнопки, скамейки с солнечными батареями и другие современные решения.

Нижний Новгород

Нижний Новгород входит в число городов-лидеров по цифровизации городского хозяйства. Один из кварталов города оборудован приборами автоматического учета потребляемых ресурсов. Были переоборудованы городские остановки: теперь они более современные — с информационными интерактивными сервисами. В Нижнем Новгороде запущена система безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. Появились городские сервисы для общения с жителями — «Антиснег», «Наш Нижний», «Город на карте». Например, с помощью второго портала люди могут оставить жалобу на проблемы с ЖКХ, в итоге нарушение сроков обработки заявок уменьшилось на 70%.

Доступ к цифровым технологиям имеет основополагающее значение для повышения производительности и конкурентоспособности регионов. Инновации открывают новые возможности для бизнеса и делают среду проживания граждан комфортной. В настоящее время существует большое количество технологий, которые оптимизируют разные отрасли экономики и социальной сферы и постепенно апробируются в регионах: сельское хозяйство, ЖКХ, здравоохранение, транспорт, энергетика и другие. Однако стоит помнить, что эффективная цифровая трансформация регионов возможна лишь при совместном действии в этом направлении со стороны государства, бизнеса, IT-компаний федерального и регионального уровней, научных и общественных организаций и активном вовлечении граждан в процессы принятия решений.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья