ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Стартапы

Uber для ресторанов готовится к инвестиционному раунду

Платформа для бронирования ресторанов онлайн LeClick готовится к очередному инвестиционному раунду, в ходе которого намерена поднять до 150 млн руб. Об этом «Инвест-Форсайт» узнал от основателя и гендиректора LeClick Анастасии Люстиной во время Go Global Summit. 

Забронировать столик в ресторане в одно касание

LeClick позволяет посетителям ресторанов в считанные секунды через сайт или мобильное приложение найти и забронировать столик, выбрав заведение по кухне, атмосфере, цене, геолокации, для празднования дня рождения или другого торжества. На сайте LeClick публикуются новости про рестораны, модных поваров и прочее, что располагает к их посещению.

Чтобы показать пользователю подходящий ресторан по набору интересующих его критериев и временному слоту, в который есть свободный столик, была разработана электронная книга резервов. Данный софт, или CRM для ресторанов, созданный Le Click, может быть интегрирован с кассовым модулем ресторана, а может жить отдельно на стойке хостес.

«Онлайн- бронирование ресторанов не так известно, как бронирование отелей, такси, куда вложено много денег, но этот сегмент развивается достаточно быстро. Если в США в онлайн бронируется 60% мест в ресторанах, то у нас, в Москве, — примерно 15‑20%», — говорит Анастасия Люстина.

Сами рестораны тоже вводят онлайн-бронирование, но часто не могут быстро ответить клиенту, что подрывает сервис. Многие рестораны, особенно видовые (например, Ruski в «Москва‑Сити») или там, где идут трансляции каких-то событий (например, чемпионата мира по футболу), требуют от клиентов внесения депозита для сохранения брони, примерно в 20 тыс. руб. Ресторан просит перевести деньги физлицу, что рискованно, либо привезти наличные, что неудобно. LeClick сделал так, что клиент может внести депозит через сайт или приложение.

LeClick сотрудничает с большим количеством компаний, которые включают бронирование ресторанов в свои программы лояльности. Например, для зарегистрированных пользователей LeClick есть возможность накапливать мили в авиакомпании S7. Есть аналогичные программы с «Роснефтью» и МТС.

Как в Америке

До LeClick Анастасия Люстина почти 12 лет проработала в крупных компаниях: в Lanit — 4 года и 7 лет в Microsoft, занималась продажами. LeСlick — ее первый проект. В одной из поездок в США Анастасия познакомилась с людьми из Open Table. Эта компания позволяет принимать онлайн-бронь от посетителей ресторанов. В России ничего похожего тогда не было. Многие сетевые рестораны вели базы своих клиентов на бумаге, среди них были такие интересные рейтинги, как рестораны для тех, кто хочет выйти замуж. Эти базы часто переходили вместе с персоналом в другие рестораны, то есть фактически воровались у заведений. Люстина с двумя партнерами решила попробовать начать свой стартап. Многие рестораны Москвы она знала: здесь она заключала сделки для «Ланита» и «Майкрософта».

Сначала дело шло тяжело, рестораны покупали электронную книгу резервов у LeClick, а через месяц спрашивали у ее разработчиков: «Где гости? Если у вас есть сайт, он должен нам генерить гостей». Стало ясно, что рестораны готовы платить только за гостей. Тогда LeClick объединила свои базы с похожим сервисом компании «Гурманизация», перераспределяя доходы от гостей внутри одной автоматизированной системы. А свою CRM-систему стартаперы стали продавать за символические 25 тыс. руб. в год, забирая себе 10% от суммы чека гостя.

В 2018 г. «ЛеКлик» купила гид по городам России — проект LocalWay — у компании Anywayanyday. Это сайт и приложение по 66 городам, в нем представлено 330 тыс. объектов, он монетизируется через продажу рекламы, в том числе ресторанов.

Капитал для экспансии

В этом году компания планирует инвестиционный раунд, в ходе которого будет продано 25‑30% акций LeClick за сумму около 150 млн руб. В настоящее время на актив претендует несколько крупных игроков. Акции будут проданы инвестору, который предложит лучшую цену. Это не первый инвестиционный раунд. Во время первого в 2016 г. было привлечено 10 млн руб., во время второго в 2017 г. — 36 млн руб. от пяти частных лиц, среди которых были банкиры, руководители крупных компаний. Своих денег учредителями было вложено около 25 млн руб.

LeClick, или ООО «ЛеКлик», создано в 2012 г., 56,7% у Анастасии Люстиной, остальные доли распределены среди 14 совладельцев (данные Контур.Фокус). Выручка ООО «ЛеКлик» в 2018 г. была около $1 млн: это на 46% больше, чем в предыдущем году. В мае этого года ООО акционировалось и появилось АО «ЛеКлик» для подготовки продажи акций крупному инвестору. Доля Люстиной после продажи уменьшится до 40%.

У компании контракты с более чем 2500 ресторанами, находящимися преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Каждый день через сервис бронируется около 1000 мест в ресторанах. А всего на сайте можно забронировать столики почти в 9000 ресторанах, хотя не все из них платят «ЛеКлику». Есть клиенты на Украине, в Грузии, Казахстане: в этих странах сервис только начал экспансию. Есть план запустить сервис во Вьетнаме. Средства, собранные в инвестиционном раунде, будут направлены на региональное развитие проекта.

Основным конкурентом LeClick по бронированию столиков в ресторанах является «Афиша»: через нее бронируют, по собственным данным, примерно столько же, сколько через LeClick, то есть примерно около 1000 броней в сутки. Это два крупных игрока на этом рынке, менее крупные, но заметные — Resto rating (356 заказов в сутки) и Gettable.

Вперед к foodtech-платформе

Следующий этап для LeClick — персональные рекомендации клиентам, продвинутые программы лояльности через push-приложения или индивидуальные рассылки. У компании накопилось много данных, и она стала классифицировать своих клиентов по поведенческим сценариям, или практически создавать дата‑сет для будущей нейросети. Так, у ресторанов, например, есть множество гостей — любителей караоке, для них эти заведения подбирают специальные предложения. Это относится и к новинкам меню, к событиям в жизни человека и пр.

В будущем — партнерские интеграции для автоматизации процесса закупок для ресторанов. Пока от ресторанов такого запроса нет, но через год-два это станет трендом.

Автор: Наталья Кузнецова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья