ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Умные скамейки на клубничной энергии

Сербская компания Strawberry Energy, выпускающая умные уличные скамейки, поставила рекорд по количеству собранных призов. Стены белградского офиса обвешаны дипломами — первое место на Неделе устойчивой энергетики Европейской комиссии 2011 года в Брюсселе, финалист World Technology Awards 2013, попадание в десятку «лучших городских инноваций, которые работают» на Саммите 2014 года в Далласе, победа в Verge Accelerate 2014 в Сан-Франциско, etc. Начав свой путь с Сербии, Strawberry Energy активно осваивает Лондон и постепенно выходит на рынок Ближнего Востока. Как маленькому стартапу удалось вырасти в международную компанию?  

Повысить IQ города

До Милоша Милисавлевича (Milos Milisavljevic) солнечная энергия и уличные скамейки не имели ничего общего. Выпускник Белградского университета читал лекции по возобновляемой энергии. Он часто думал о том, как внедрить источники возобновляемой энергии в контекст большого города. Массовое использование мобильных телефонов натолкнуло его на неожиданную идею — сделать «солнечное» зарядное устройство. В 2010 году Милисавлевич основал неправительственную организацию со вкусным названием Strawberry Energy. Первую уличную умную скамейку в виде дерева Strawberry Tree он сделал вместе со студентами. Эксперимент превзошел все ожидания — проект привлек внимание общественности. Поняв, что идея тянет на международный бизнес, годом позже Милош зарегистрировал Strawberry Energy в формате LLC (наш аналог ООО — ред.).

«Он видел, как рост количества смартфонов и социальных сетей меняет наше взаимодействие с другими людьми и окружающей средой, — рассказывает исполнительный директор по развитию бизнеса, глава по связям с бизнесом и госорганами Strawberry Energy Тияна Манитасевич Вуйчич (Tijana Manitašević Vujčić). — Связь становилась неотъемлемой частью повседневной жизни, в то время как общественные пространства оставались такими же, как сто лет назад. Наша городская инфраструктура по большей части устарела и до сих пор не отвечает потребностям современного образа жизни».

Скамейка Strawberry Tree разрабатывалась для крупных открытых пространств — парков и площадей. Над ней размещены солнечные панели, которые улавливают и направляют солнечную энергию в зарядные порты. Присев на лавку, можно под «ветвями» дерева зарядить любое устройство — смартфон или планшет — и подключиться к бесплатному Wi-Fi.

«Милош Милисавлевич создал уникальный дизайн, поэтому Strawberry Tree Black часто воспринимают как предмет общественного искусства, а не как обычную зарядную станцию», — добавляет Вуйчич.

Новые функции

На свое развитие компания, согласно изданию TrendingTopics.bg, привлекла €1 млн от частных инвесторов. В 2018‑м она запустила краудфандинговую кампанию на платформе Crowdcube, собрав €455 тыс. (в проекте не раскрывают финансовые данные — ред.). С 2015 года Strawberry Energy расширяет продуктовую линейку. Сейчас на ее сайте представлено три модели умной скамьи, рассчитанные на любой бюджет: Smart Bench Mini, Smart Bench и Smart Bench 2. В отличие от Strawberry Tree, у них лаконичный дизайн, больше зарядных кабелей/слотов, а также установлены датчики, измеряющие качество воздуха.

«С этими гиперлокальными данными, представленными на уровне отдельных улиц, наши скамейки будут играть важную роль в борьбе с рисками для здоровья населения, возникающими из-за загрязнения воздуха в крупных городах, — рассказывает Тияна Манитасевич Вуйчич. — Полученная информация окажется полезной для местных органов власти, политиков и планировщиков. Интегрированная с другими данными, она станет отличной отправной точкой для любых серьезных правительственных мер, касающихся решения экологических проблем».

Возможности умных скамеек шире, чем можно представить. Собирать городские данные можно с помощью разных модулей — например, объясняет Вуйчич, установить датчики, подсчитывающие количество проходящих мимо людей. Такое скамейки идеально впишутся в любую рекламную стратегию.

«Мы разработали онлайн-панель, на которой наши клиенты могут загружать данные в реальном времени, а также интуитивно понятные в использовании и анализе графики и диаграммы», — добавляет она.

В совместном проекте с благотворительной организацией по исследованию рака в Великобритании Cancer Research UK сербская компания пошла еще дальше — на скамейки были установлены коробки бесконтактных пожертвований. Горожане перечисляли деньги, просто прикладывая банковские карты к устройству.

Курс на Лондон

Продукция Strawberry Energy представлена ​​в 17 странах. Сейчас компания активно расширяет присутствие в Лондоне и начинает выходить на Ближний Восток. В прошлом году она стала участником общественной программы GovTech в Лондоне. Smart Bench 2 стояла в саду на Даунинг-стрит №10 в течение Лондонской технической недели. Ее возможности продемонстрировали ​​премьер-министру и другим важным чиновникам. Это событие сыграло свою PR-роль — сейчас Strawberry Energy не нуждается в рекламе на рынке Великобритании. У компании очень разные клиенты — это местные органы власти в таких районах Лондона, как Саутуарк, Ислингтон и Луишем, Программа развития ООН, автоконцерн Ford, компании по недвижимости Canary Wharf и LendLease, etc.

«Мы установили партнерские отношения с рядом лондонских районов и успешно запустили сеть из более чем 30 умных скамеек в центре города, — добавляет Вуйчич. — У нас было два замечательных партнера: сначала Cancer Research UK, затем Ford UK. Сейчас мы сотрудничаем с новыми местными районами и частными землевладельцами в Лондоне, чтобы расширить схему Smart Bench до 100 мест».

Для сравнения: в Сербии установлено 14 умных уличных скамеек Strawberry Energy, в США — 6, а на Ближнем Востоке — всего 1. К концу 2019 года сербская компания намерена увеличить производство до 200 скамеек (в первый год стартап выпустил 5 скамеек Strawberry Tree — ред.). Устройствами заинтересовались телекоммуникационные компании, в частности операторы мобильной связи. Помимо прямых продаж, Strawberry Energy использует популярный сейчас формат монетизации — спонсорскую модель.

«Она работает исключительно в Лондоне, — добавляет Вуйчич. — Это когда продукт, установка и его обслуживание финансируются за счет спонсорских партнерских отношений с третьими сторонами, которые хотят более эффективно поддерживать связь с сообществом».

Вне конкуренции

Strawberry Energy пережила своего американского конкурента — компания Soofa перестала выпускать умные скамейки и сконцентрировалась на дисплеях для наружной рекламы. На рынке остался один сильный соперник — хорватская компания Include. Она выпускает умные скамейки Steora с 2015 года. По данным CrunchBase, стартап собрал на производство устройств €515 тыс. Его скамейки тоже оснащены солнечными панелями, точками доступа в интернет, гнездами для зарядки смартфонов, камерами наблюдения и мониторами, на которых можно транслировать рекламу. Но у Strawberry Energy, по словам Вуйчич, больше преимуществ. Главные — это комплексный модуль качества воздуха и уникальный дизайн, признанный мировыми архитектурными изданиями и конкурсами.

«История нашей компании началась в гараже еще в 2010 году, — заключает исполнительный директор по развитию бизнеса. — Мы стали законодателями тенденций и рынка, остальные компании — наши последователи. За последние 8,5 лет мы многому научились и можем предоставить клиентам наилучший сервис».

Автор: Ольга Гриневич

Фото предоставлены Strawberry Energy

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья