Один мой знакомый производитель обуви, недавно вернувшись из Китая, рассказал, что у каждого китайца в среднем стало на одну пару ботинок больше, чем раньше. «Выросло благосостояние?» — спросил я без особого интереса. «Не только, — пояснил знакомый. — Растет количество смартфонов — и мобильных приложений, установленных на них пользователями». Оказалось, каждая лишняя пара обуви — прямой результат спонтанных покупок, сделанных из такого приложения.
Рынок мобильных приложений растет как на дрожжах: по прогнозам, его годовой объем к 2020-му году превысит $100 млрд. Каждый восьмой разработчик занят сегодня созданием мобильного приложения, более 500 новинок ежедневно загружается в AppStore. Но далеко не каждая из них будет генерировать прибыль. В какую разработку стоит вкладываться, а от какой лучше держаться подальше? Я как венчурный инвестор вывел для себя 5 признаков, по которым можно ориентироваться.
Признак первый. Приложение нужно пользователям. К сожалению, как это бывает на «модном» и растущем рынке, мы не всегда видим разницу между тем, что модно, и тем, что доходно. Когда мне предлагают инвестировать в очередную разработку, я смотрю на свой смартфон и вспоминаю, сколько приложений на нем уже установлено. Еще одно? Приложения сегодня не разрабатывает только ленивый. В погоне за тем, что в тренде, мы забываем подумать о том, действительно ли еще один продукт нужен людям. На рынке есть приложения для продажи дорогих туров. Вопрос о том, как много людей готовы покупать такие туры при помощи приложения, командой явно не был проработан. Туристическая путевка нужна нам не чаще, чем дважды в год — будут ли клиенты ради этих двух раз скачивать приложение на свои смартфоны? Не говоря уже о том, что онлайн дорогой тур не приобретают — только в офисе, после обстоятельных консультаций с агентом и детального изучения продукта. Так был ли смысл в создании приложения? А вот приложение по продаже, к примеру, дешевых товаров из Китая, вроде рекламируемого сегодня Joom (где покупатель делает спонтанные покупки), теоретически может принести инвестору прибыль.
Важно также, насколько проект отличается от конкурентов, несет ли в себе что-то новое. Мы все давно знакомы с досками объявлений вакансий, такими сайтами, как HH.ru, Rabota.Yandex.ru и прочее. Рынок, казалось бы, насыщен, но оказалось — свободная ниша есть. Многим нужна не просто работа, а рядом с домом, и такие вакансии пользователям удобно искать именно в приложении. Результат: приложение по поиску работы рядом с домом Radar появилось на рынке лишь в прошлом году, но уже сейчас занимает первое место среди бизнес-приложений в Google Play, количество откликов на вакансии в нем перевалило за 1 миллион в месяц и продолжает расти, увеличиваясь каждый месяц почти двукратно.
Признак второй. Грамотный бизнес-план и исследование рынка. Как я уже сказал, сегодня созданием приложений занят каждый восьмой разработчик. Но хорошее понимание рынка и конкурентной среды есть далеко не у каждой команды. Были ли проведены опросы потребителей, проанализированы успехи и неудачи конкурентов? Есть ли понимание перспектив рынка, того, какие показатели он продемонстрирует через несколько лет? Еще раз: каждый день в AppStore загружается более 500 новых приложений. Сможет ли ваша идея выделиться из этой толпы? Продуманы ли все нюансы продвижения продукта? Все эти вопросы инвестор должен обязательно задать команде.
Признак третий. Квалифицированная команда. Если вы слышите очередную историю о том, что у кого-то «выстрелил» проект, созданный студентом на коленке за пару часов, а стоимость его разработки составила всего пару десятков тысяч рублей, скорее всего, вам рассказывают сказку. Приложение, которое действительно способно приносить прибыль, создает квалифицированная команда. Важно, чтобы каждый из разработчиков отработал в своей отрасли не менее 5-7 тыс. трудочасов. Необходим и менеджер с большим опытом работы в создании подобных проектов. Инвестору важно понимать, что если речь идет о создании качественного продукта, то инвестиции только в базовую версию приложения могу превысить $50 000 — $100 000.
Признак четвертый. Монетизация возможна. Рынок мобильных приложений имеет свою специфику. Успех проекта в глазах пользователя еще не означает успех команды и не всегда сулит рост доходов для инвестора. Технологии AR/VR (виртуальная и дополненная реальность) безусловно интересны сейчас потребителю, что доказывает пример Pokemon Go. Тем не менее, большинство приложений с дополненной/виртуальной реальностью пока не приносят значительных прибылей своим создателям (да и, собственно, интерес к Pokemon Go довольно быстро поутих).
Такие проекты будут развиваться, но научиться монетизировать их командам еще только предстоит. Платные приложения пользователи скачивают неохотно. Пока в России больше востребована модель бесплатного приложения с дополнительными платными опциями. Просчитать экономику такого проекта оказывается довольно сложно. Монетизация продукта — основная задача, над решением которой команде проекта нужно думать с самого начала. Если у нее нет понимания того, на каком точно этапе и каким образом приложение может приносить прибыль, от такого проекта я как инвестор предпочел бы воздержаться.
Признак пятый. Двукратный еженедельный рост на старте. На мой взгляд, одним из самых важных показателей того, что приложение действительно будет востребовано на рынке и вложения в него в перспективе могут окупиться, является рост числа его скачиваний на старте. Как правило, в начале успешный продукт показывает минимум двукратный рост числа скачиваний. Если же рост «с нуля» составляет менее 10% в неделю, значит, с продуктом что-то не так. Входить ли инвестору в такой проект? Вопрос риторический: венчурные инвестиции — всегда риск, но отсутствие роста на старте — слишком тревожный сигнал. Лучше вернуться на пять шагов назад и начать выбор объекта для инвестиций заново.