За 27 лет своего существования индустрия венчурного инвестирования в Израиле достигла лидирующих позиций в мировом масштабе. Однако даже при таком высоком уровне развития эта сфера не лишена проблем: несмотря на стабильно высокие позиции в международных рейтингах и постоянный рост объема венчурных инвестиций (на 23%, или $1 млрд, за последние 3 года), доля израильских венчурных фондов в данной индустрии вот уже на протяжении достаточно длительного периода составляет около 14%.
Причиной сложившейся ситуации можно назвать возрастающие интерес и активность иностранных инвесторов при недостаточно раскрытом потенциале внутреннего инвестиционного рынка. Подобный дисбаланс опасен возможной нестабильностью притока инвестиций в условиях глобальных экономических кризисов (провал инвестиций в 2001—2002 гг., 2009 г.) или конфликтов на международной политической арене. В связи с этим возрастает роль государства. В настоящее время развитием израильской венчурной индустрии занимаются Ведомство главного ученого и Управление инноваций Израиля, которые отвечают за государственный надзор, распределение привилегий и связь технологий и инвесторов. Существуют также регулирующие данную сферу законы «О стимулировании капиталовложений» и «О НИОКР» (R&D Law), которые выделяют два основных вида преференций: гранты и налоговые льготы.
Израильские и иностранные венчурные фонды имеют доступ к программе автоматических налоговых льгот (курируется Налоговым управлением Израиля), если их вложения направлены на области высоких технологий (ИКТ, биотехнологии, медтех) или на НИОКР внутри государства Израиль. Налоговое управление Израиля, изначально ориентированное на привлечение иностранных инвестиций, предоставляет зарубежным фондам венчурного капитала налоговые льготы, а израильским венчурным фондам и их инвесторам — освобождение от налога на доходы с капитала, дивидендов и процентов, но только в размере, в котором в них участвуют иностранные инвесторы и некоторые пенсионные фонды. Данные налоговые привилегии действительны при условии, что иностранные фонды располагают свои представительства или более 50% активов в Израиле.
Также для стимулирования внутреннего инвестирования в высокие технологии был создан закон «Об инвестициях бизнес-ангелов». Согласно этому закону, который был принят в 2011 году, частный инвестор, осуществляющий вложения в НИОКР, освобождается на 1 год (с 2011 г. по 2015 г. срок составлял 3 года) от уплаты подоходного налога с суммы, равной объему таких инвестиций, но не более 5 млн NIS на одну компанию, в которую были инвестированы средства. При этом от 50% до 75% расходов компании должны идти на НИОКР в Израиле, а «бизнес-ангел» должен сохранять долю в предприятии на протяжении всего срока налогового изъятия.
Кроме того, существуют программы государственных и полугосударственных венчурных фондов (R&D Fund финансирует до 50% расходов на НИОКР компаний с ежегодным доходом менее $100 млн), а также программы господдержки израильских венчурных фондов. Согласно The Safety Net program, запущенной в конце 2010 года, государство предоставляет 25%-ную гарантию на риски участникам программы. В июле 2017 года Министерство финансов объявило о начале тендера на оказание государственной поддержки венчурным фондам, победителям которого (четырем фондам) будут предоставлены защита от убытков до $14 млн, государственные кредитные гарантии до $28 млн и листинг ценных бумаг фонда на Тель-Авивской фондовой бирже. Выбранные фонды должны будут инвестировать не менее 30% (или не менее $113 млн) в израильские технологические стартапы на ранней стадии развития.
Однако приведенные выше меры стимулирования внутренних венчурных инвестиций малоэффективны. Принимаемые израильским государством меры позволяют лишь поддерживать стабильный уровень внутренних инвестиций (около 14%), но не способны привести к значительному росту их доли в общем объёме привлекаемых капиталовложений: финансовых возможностей внутреннего инвестиционного рынка просто недостаточно для замещения хотя бы некоторой доли внешнего притока инвестиций.
Автор: Максим Сульженко