ENG
Перейти в Дзен
Регионы / Мнение

Владимир Назаров: Зачем нужно инициативное бюджетирование

Нехватка парковок, недостаточное освещение дорог, уборка мусора — справиться с местными трудностями жителям самых удаленных уголков страны помогает инициативное бюджетирование. Данная практика позволяет гражданам лично участвовать в планировании части расходов местного бюджета (а затем и контролировать их), добиваясь решения наиболее важных проблем населенного пункта. Как сложившаяся форма прямой демократии в России инициативное бюджетирование развивается более пяти лет: первые проекты были реализованы еще в 2007 году. Чего не хватает проекту, чтобы стать массовым, и какие он дает возможности обычным гражданам? На эти вопросы отвечает директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина РФ Владимир Назаров, под началом которого работает Центр инициативного бюджетирования. Последний обеспечивает координацию регионов, унификацию разрозненных практик и ведение официальной статистики.

Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина РФ

— Владимир, расскажите, пожалуйста, зачем необходимо инициативное бюджетирование? 

— Прежде всего инициативное бюджетирование — реальный инструмент по отставанию жителями своих интересов на уровне дома, села или муниципалитета. Такие интересы всегда личные, со своей выстраданной историей: у кого-то проблема с парковкой во дворе, где-то не хватает освещения или приходится идти до поселка от дальней станции впотьмах через буераки, а там, где мог быть пляж или зона отдыха, с советских времен складируется мусор и нет подъезда. Все эти проблемы видны на месте, но ускользают от внимания властей. Во-первых, типовые решения всегда проще, во-вторых, приоритеты издалека видятся иначе, а в-третьих, за периодом предвыборных обещаний всегда наступает частокол из повседневных задач, на мелкие вопросы просто не остается ни времени, ни денег.

— Какие задачи помогает решить инициативное бюджетирование?

— Оно дает людям возможность взять решение задач в свои руки и под собственный контроль. Помимо благоустройства, это могут быть вопросы водоснабжения, проекты в сферах образования и культуры, тротуары и колодцы — все что только можно придумать. Причем это тот случай, когда интересы глав муниципальных образований и жителей совпадают. Даже небольшие проекты стоимостью около миллиона рублей почти всегда упираются в ограниченность бюджета. А благодаря инициативному бюджетированию местные власти получают готовый инструмент и доступ к региональному финансированию.

— Как работает инициативное бюджетирование?

— Схема инициативного бюджетирования от сбора инициатив и голосования по ним до контроля реализации и приемки проектов давно отработана на практике. Все можно посмотреть на портале инициативного бюджетирования. Граждане сами выдвигают проекты, которые хотят реализовать, обсуждают их на общих собраниях, подтверждают готовность софинансировать выдвинутые ими проекты в том или ином объеме. После инициативная группа вместе с муниципальным образованием доводят заявку до ума, и муниципалитет направляет ее для участия в конкурсе. Региональная конкурсная комиссия по утвержденным критериям выбирает из всех поданных заявок проекты, которые получают региональное финансирование вместе с софинансированием со стороны граждан, юридических лиц и муниципалитетов.

— Как происходит финансирование заявок, средства выделяет только бюджет? 

— Не секрет, что региональные бюджеты практически наполовину формируются из налоговых отчислений граждан. Как показывает мировая практика, расширение возможностей по влиянию на расходную часть бюджетов не только повышает эффективность расходов, но и способствует формирования культуры налогоплательщика.

По нашим данным, средний размер софинансирования со стороны государства (93%) и бизнеса (3%) по проектам инициативного бюджетирования превышает 96%, то есть на каждый вложенный в собственную идею рубль можно получить порядка 30 рублей поддержки. Причем на выходе получаются более дешевые и качественные проекты, ведь люди крайне тщательно контролируют работу, которую они оплатили, а кроме того, сами участвуют в реализации. Никто не позволит класть асфальт в снег, утрамбовывая его лопатой. То есть это возможность сделать выбор в пользу долговечных решений, исключив полную переделку там, где применимы точечные решения. Большая экономия происходит и на этапе эксплуатации, ведь в отношении собственных проектов люди чаще проявляют совершенно иное, бережливое использование, охотнее осуществляют контроль. Особенно в сочетании с качественной реализацией.

— Чем это лучше других форм обращения к власти?

— Безусловно, в последнее время появилось много каналов коммуникации власти с людьми: можно писать петиции на change.org, создаются группы в социальных медиа и порталы типа «Активный гражданин», можно голосовать за пакетные решения по благоустройству. Все они затрагивают какую-то часть, но не способны комплексно решить проблему. Смотрите, петиция привлекает внимание, но не гарантирует решения. Жалоба через официальные каналы может трансформироваться в решение, но не гарантирует качества исполнения. А комплексные решения могут быть бесконечно далеки от проблем конкретного двора. Ведь важен не фотоотчет с отремонтированными качелями или заделанной дырой в асфальте, не водонапорная башня на другом конце поселка. Качели должны висеть на удобной высоте и не скрипеть, заплатка на дороге должна пережить зиму, а вода течь из своего крана. Инициативное бюджетирование начинается с проекта, который устраивает жителей. Для реализации привлекается компания, которая устраивает жителей. Приемка результата производится жителями. Согласитесь, это другой подход.

— Главное, чтобы для подобной активности нашлось время…

— Когда ты работаешь на себя — время находится само. Плюс реализация таких проектов позволяет раскрыть потенциал как молодежи, так и старшего поколения — из них получаются прекрасные контролеры. У них есть сочетание свободного времени, настойчивости и опыта — этого достаточно, чтобы заставить подрядчика ровно положить плитку, перекрасить стену или убрать за собой мусор.

— За минувшие годы практика стала массовой для страны?

— Уверен, что массовость — вопрос времени. Неслучайно в ходе недавнего Всероссийского конкурса проектов инициативного бюджетирования число проголосовавших на портале НИФИ приблизилось к миллиону человек. А самих проектов по всей стране ежегодно реализуется более 20 тысяч. Кстати, награждение победителей конкурса в номинациях «общественное участие», «общественное партнерство», «школьное и молодежное инициативное бюджетирование» и «самый инновационный проект» прошло в рамках III Всероссийской конференции инициативного бюджетирования 20–21 сентября 2021 г.

Беседовала Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья