ENG
В мире, Стартапы

Черви в батончике: время есть насекомых

Жареные жуки. Кузнечики в шоколаде. Протеиновый коктейль из саранчи. В Юго-Восточной Азии и Южной Америке разведение насекомых и употребление их в пищу — давно норма, а в Европе — до сих пор экзотика. Но, похоже, пришла пора переосмыслить роль жуков и червей в пищевой цепи. Пандемия коронавируса, угроза продовольственной безопасности, рост населения, изменение климата — все эти проблемы актуализировали поиски альтернативного источника белка. «Инвест-Форсайт» отобрал лучшие европейские стартапы, которые осваивают новый рынок. 

Перспективная ниша

В 2013 году продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) предложила рассматривать насекомых в качестве источника пищи. В подготовленном ею докладе «Съедобные насекомые: перспективы для продовольственной безопасности и животноводства» рассказывалось о пищевой ценности этого класса животных. Насекомые вполне могут заменить стейк и рыбу. Они богаты микроэлементами (медь, железо, магний, марганец, фосфор, селен и цинк). В них содержится рибофлавин, пантотеновая кислота, биотин, а в некоторых видах — фолиевая кислота. Около 2 млрд человек в более чем 130 странах, по данным FAO, уже едят насекомых на регулярной основе.

С экономической точки зрения этот класс животных открывает перспективную нишу на рынке белка. К 2030 году, по оценкам аналитиков британского банка Barclays, его объем может достигнуть $8 млрд (сейчас он равен $1 млрд). Разводить жуков и червей проще, чем коров. Насекомые — неприхотливые существа. Чтобы выжить, им нужно гораздо меньше еды и воды, чем крупнорогатому скоту. Подсчитано, что для производства 1 кг говядины требуется более 10 га и 22 тыс. литров воды. А чтобы произвести 1 кг насекомых, нужен всего 1 га и 10 литров воды.

Вроде бы, идеальный расклад — минимум усилий и финансовых затрат, максимум пользы. Почему же новый рынок так медленно растет? Проблема — в европейской культуре питания. Чтобы преодолеть отвращение к насекомым, стартапы используют маркетинг на полную мощность. Они упаковывают червей и жуков в привычный формат снеков, батончиков и смузи. Отдельные проекты развивают другое направление — производство кормов для рыб, крупного рогатого и мелкого домашнего скота. В переработку идут черви и жуки-вредители. Однако на этом преимущества насекомых не заканчиваются — они вполне могут решить глобальную проблему пищевых отходов. В качестве субстрата, на котором растет личинка насекомых, идеально подходят кожура, просроченные или нераспроданные фрукты и овощи. Экономический цикл замыкается: насекомые едят биологические отходы, рыба и скот — насекомых, а люди готовы употреблять в пищу и то, и другое.

Важный червь 

В детстве Антуан Хьюберт (Antoine Hubert) любил собирать бабочек и фотографировать насекомых. Увлечение повлияло на выбор профессии. Он окончил два вуза — Agro Campus-Ouest и Agro ParisTech. Хьюберт не собирался становиться предпринимателем — его больше интересовала наука. Антуан специализировался в области оценки экологических рисков, переработки биомассы и пластмасс. Увлечение насекомыми он сочетал с экологической активностью: в 2007 году Хьюберт основал некоммерческую организацию Worgamic, а следом — еще пару похожих проектов.

Фото: tech.eu
Фото: tech.eu

В 2011 году его страсть к насекомым перешла на более масштабную стадию. Запущенный им стартап Ÿnsect может кардинально изменить мировое производство корма для животных, объем которого составляет около $500 млрд в год. Этот рынок менее чем через полвека станет огромным.

«В последний раз такая революция произошла 40 лет назад, когда фермерская аквакультура превратилась в систему промышленного производства», — приводит он пример.

У проекта, помимо Хьюберта, есть еще три основателя — Алексис Анго (Alexis Angot), Фабрис Берро (Fabrice Berro) и Жан-Габриэль Левон (Jean-Gabriel Levon). Они открыли ферму в Доле, на которой стали разводить личинки жука «мучной хрущак», а затем — перерабатывать их в корм для животных и рыб. Из десятков видов насекомых начинающие предприниматели неспроста выбрали Tenebrio molitor. Это послушное, неприхотливое и «стадное» насекомое.

«“Мучной хрущак” ведет ночной образ жизни, не летает и содержит очень большое количество белка и хитина по сравнению с другими насекомыми. В некоторых странах его разводят для кормления животных и даже для употребления в пищу людьми», — объясняет Хьюберт.

Сейчас стартап производит три продукта — корм для животных и рыб и удобрения для растений. В прошлом году компания привлекла $110 млн. Общий объем финансирования с момента основания Ÿnsect составляет $172,3 млн — это одни из самых крупнейших инвестиций в истории французского агротеха. В прошлом году стартап начал строительство полностью автоматизированного предприятия в Амьене и планирует завершить его в 2021 году. Первоначальные мощности фермы рассчитаны на 25 тыс. тонн белка, но в будущем Ÿnsect надеется увеличить производство до 200 тыс. тонн. К 2030 году компания планирует построить 15 заводов в Северной Америке, Юго-Восточной Азии и Европе.

Сверчок в шоколаде

Манговый смузи, произведенный финским стартапом Entis, легко перепутать с обычным напитком — желтый по цвету, пахнет манго и имбирем. Но в его составе — не только фрукты и специи: еще с десяток перемолотых сверчков. То же «обманчивое» впечатление создает пакет шоколадных конфет, внутри которых спрятался засушенный целиком кузнечик.

«Ощущение, что ешь вафли в шоколаде», — пишут покупатели о десерте Entis.

Основанный в 2017 году стартап быстро набрал обороты. В этом году молодая компания наладила сотрудничество с немецкой сетью продуктов питания Kaufland — теперь ее продукция будет представлена почти в 100 филиалах в Польше, Чехии, Хорватии и Болгарии.

Фото: boostturku.com
Фото: boostturku.com

У Entis пять основателей — Лаура Аладжуури (Laura Alajuuri), Юсси Хейккинен (Jussi Heikkinen), Иида Хокканен (Iida Hokkanen), Антти Нуутинен (Antti Nuutinen) и Самули Таскила (Samuli Taskila). Помимо любви к насекомым, их объединяет учеба в университете Турку. Идея продавать жуков в шоколаде пришла им на первом курсе. Но в то время в Финляндии разведение и употребление насекомых в пищу было под запретом. Ограничения сняли  в 2017 году.

«В то утро, когда законопроекту дали зеленый свет, нам стали звонить ритейлеры и просить отправить им все что есть», — вспоминает Антти Нуутинен. 

Первым продуктом Entis стал шоколад Cricket (€3,50 за упаковку). В 2018 году компания получила финансирование в размере €200 тыс. от частной инвестиционной компании Maki.vc. Всего с момента основания проект привлек $667,4 тыс. На собранные деньги стартап выпустил закуску из овсяной муки, горохового белка и сверчков Bug Bites и линейку порошковых протеиновых напитков.

«Порошок из сверчков — отличная добавка практически к любому блюду. Это лучший дополнительный источник питательных веществ, его также можно использовать как основной ингредиент. Главное — преодолеть предубеждение против насекомых на своей тарелке», — поясняет Самули Таскила.

На любой вкус и цвет 

Сладкие кузнечики в манго (€7,90 за упаковку). Червь Буффало в чили (€6,90). Энергетические батончики из мучного червя (€23,90 за упаковку из 12 штук). Стартап с французскими корнями JIMINI's успешно справляется со своей миссией — включить насекомых в рацион европейцев. В линейке компании представлено 9 вкусов, а продукция продается по всей Европе.

Фото: wydden.com
Фото: wydden.com

«Мы не изменим менталитет, — считает сооснователь компании Клеман Селлье (Clément Scellier). — Поэтому делаем ставку на более увлекательный маркетинг и убеждаем клиентов, что хрустящие и приправленные мучные черви просто восхитительны. Именно по этой причине насекомые представлены целыми в коробке. Мы должны приучать потребителя к их текстуре, вкусу и внешнему виду. В конце концов, они двоюродные братья моллюсков, которых мы едим, не моргнув глазом».

Фото: wydden.com
Фото: wydden.com

В 2012 году Селлье и его бизнес-партнер Бастьен Рабастенс (Bastien Rabastens) могли бы пойти совершенно другим путем. Первый окончил бизнес-школу EDC и собирался строить карьеру в крупной компании. Второй работал частным юристом. Планы изменились после того, как друзья приготовили на ужин жуков, заказанных в тайском онлайн-магазине.

За четыре года существования проект JIMINI's вырос с 2 человек до 15 сотрудников, продал 250 000 коробок с насекомыми и наладил поставки сырья с фермы в Нидерландах. В 2016 году оборот стартапа составил €550 тыс. А в 2017 году компания получила финансирование от фонда Comptoir de l'Innovation в размере €1 млн.

Деньги пошли на расширение — стартап вышел на рынки Бельгии, Голландии, Швейцарии и Великобритании. Свою продукцию JIMINI's продает через основной сайт и магазины деликатесов — у компании свыше 300 реселлеров в шести странах Европы. В будущем, по словам Селлье, проект намерен усилить команду по продажам в Великобритании и Нидерландах и выпустить новые продукты, например макароны. Но высшая цель, которую ставит перед собой JIMINI's, — запустить в продажу стейк из мяса насекомых.

«Ушло добрых 15 лет, чтобы европейцы начали есть сырую рыбу (суши). С насекомыми будет так же. Пройдет несколько лет, когда однажды мы все зададимся вопросом: что я ем сегодня на обед — рыбу, жуков или стейк? В этот момент мы выиграем», — заключает Клеман Селлье.

Автор: Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья