ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции

Взлеты и падения российских IPO

Со второй половины 2010-х на российском фондовом рынке наблюдалось заметное угасание интереса российских компаний к первичному размещению акций. С 2011 по 2020 год было всего 34 публичных размещения российских компаний, при этом половина из них прошла на зарубежных площадках. 

Художник: Юрий Аратовский
Художник: Юрий Аратовский

Только в последние два года отечественные компании начали активно говорить о планах по проведению IPO. С начала 2020 года на Московской бирже произошло размещение уже 11 компаний (включая двойные листинги).

При этом 7 из 11 бумаг находятся в отрицательной зоне с момента размещения. Если исключить крайне удачное (+405%) размещение ГК «Самолёт», средняя доходность российских IPO пока составляет -10%. Неоднородная динамика доходности российских компаний после размещения обязывает инвесторов очень аккуратно подходить к выбору IPO, включаемых в портфель.

Доходность IPO российских компаний по состоянию на декабрь 2021 г.

Название Доходность с размещения Торговых дней с размещения
«Совкомфлот» -24% 309
«Самолёт» 405% 293
OZON -26% 276
«Светофор» -26% 240
Fix Price -25% 204
Segezha Group 37% 169
Европейский медицинский центр (EMC) 8% 115
«Ренессанс Страхование» -17% 45
Softline -8% 38
ЦИАН -23% 35
«СПБ Биржа» 5% 25

Обзор российских IPO 2020–2021 г.

Организатор торгов, Мосбиржа, отмечает: нынешний год оказался рекордным по количеству выходов на российский фондовый рынок. Председатель правления биржи Юрий Денисов на инвестиционном форуме «ВТБ Капитала» рассказал, что за 2020–2021 годы объем размещений IPO и SPO превысил 650 млрд рублей. Все-таки надо понимать, что выход на биржу пока остается «штучным товаром». Но каким? Давайте посмотрим.

ГК «Самолёт» 

Одна из крупнейших девелоперских компаний России, осуществляющая свою деятельность преимущественно в Москве, Новой Москве и Московской области.

OZON (Ozon Holdings PLC)

Российский универсальный интернет-магазин и один из лидеров российского рынка по торговому обороту. Компания появилась в 1998 году. В OZON продается более 9 млн товарных наименований. Компания на момент размещения не имела прибыли и имела отрицательный капитал. Это в первую очередь было связано с тем, что магазин всё еще находится в инвестиционной фазе, и его главная задача на этом этапе развития — занять как можно большую долю рынка.

Группа компаний «Совкомфлот»

Один из мировых лидеров по морской транспортировке энергоносителей (сжиженного газа, нефти и производных). Собственный и зафрахтованный флот группы, включая суда совместных предприятий, насчитывает более 130 судов.

Fix Price

Российская сеть магазинов в формате «магазин фиксированных цен». Точки продаж представляют собой универсальные розничные магазины, продающие широкий ассортимент как продовольственных, так и непродовольственных товаров по одной фиксированной цене.

 

Segezha Group

Российский лесопромышленный холдинг с вертикально-интегрированной структурой и полным циклом лесозаготовки и переработки древесины. Производственные активы и представительства Segezha Group расположены в 11 странах мира и 6 регионах РФ. По данным последней отчётности МСФО, на момент размещения компания имела отрицательную прибыль -0,4 млрд. Негативный финансовый результат был вызван курсовыми разницами за 2020 г. (-7 млрд руб.). В предыдущие периоды компания является прибыльной: 4,4 млрд руб. в 2019 г. против 0,6 млрд руб. в 2018 г.

Европейский медицинский центр

Российская сеть частных клиник, расположенная в Москве. Является одной из крупнейших в России и крупнейшей, работающей в премиальном сегменте. Основана в 1989 году, на данный момент состоит из четырех многофункциональных медицинских центров, которые ежегодно посещают более 250 тысяч пациентов.

Softline

Международная ИТ-компания, поставщик ИТ-решений и сервисов. Компания предлагает частные и публичные облачные решения, комплексные технологические решения, решения в области кибербезопасности, лицензирование программного обеспечения, поставку аппаратного обеспечения и сопутствующие услуги. Представлена в 95 городах более чем 55 стран. LTM прибыль по итогам 6 мес. 2021 г. является отрицательной из-за убытков периода март 2020 г. — март 2021 г. (компания отчитывается по британским стандартам). За март 2019 г. — март 2020 г. компания показала прибыль 0,7 млрд руб.

АО «Группа Ренессанс Страхование»

Крупный универсальный страховщик, основными направлениями деятельности которого выступают страхование автоКАСКО, добровольное медицинское страхование и ОСАГО. Группа занимает 11-е место по объёму страховых премий по итогам первого полугодия 2021 года.

ЦИАН

Крупнейший в России сервис для объявлений о продаже и аренде недвижимости. Ежемесячная аудитория сервиса — свыше 21 миллионов человек. Компания ещё не вышла на стадию окупаемости. К моменту размещения LTM прибыль составляла -1,6 млрд руб. При этом у компании значительно растёт выручка (+136% по итогам 1-го полугодия 2021 г.).

ПАО «СПБ Биржа»

Является крупнейшим организатором торгов иностранными ценными бумагами в рамках российской юрисдикции. Работает с 1997 года. Сегодня инвесторам для заключения сделок доступны иностранные ценные бумаги, российские ценные бумаги, еврооблигации, ценные бумаги иностранных эмитентов из стран СНГ.

Также можно называть удачным размещение на Московской бирже российской кибербез-компании Positive Technologies, ставшей публичной 17 декабря. Компания вышла на биржу через механизм прямого листинга, то есть вывела на биржу акции текущих акционеров. В первый день торгов мы увидели большой интерес к бумагам эмитента. Инвесторы в целом положительно оценивают монобизнесы и технологические компании. В данном случае — это один из крупнейших игроков в сегменте B2B кибербезопасности. Торги в первый день закрылись существенным ростом котировок, что является редкостью в последнее время (+29%).

На российском рынке на данный момент у компании отсутствуют прямые конкуренты, что делает ее акции единственным инструментом для инвестирования в отрасль кибербезопасности на Мосбирже.

Компания Дата
размещения
Тикер Кол-во сделок в 1 день Объем сделок, руб. Цена,
откры-
тие
Цена,
закры-
тие
При-
рост
Цена за 1 сделку
Fix Price 10.03.2021 FIXP 96 492  1 899 511 015,00 ₽ 724 717 -1%  19 685,68 ₽
«Сегежа» 28.04.2021 SGZH 52 150  1 543 308 931,00 ₽ 8,1 7,9 -2%  29 593,65 ₽
«Ренессанс
Страхование»
21.10.2021 RENI 25 133  581 311 431,00 ₽ 125 118 -6%  23 129,41 ₽
ЦИАН 05.11.2021 CIAN 14 791  460 667 580,00 ₽ 1250 1271 2%  31 145,13 ₽
Positive
Technologies
17.12.2021 POSI 17 547  417 212 172,00 ₽  770 994,5 29%  23 776,84 ₽ 
Европейский медцентр 15.07.2021 GEMC 9 685  169 048 768,00 ₽ 940 926 -1%  17 454,70 ₽
Softline 01.11.2021 SFTL 5 909  40 548 693,00 ₽ 570 512 -10%  6 862,19 ₽

Какие размещения ожидаются в предстоящем году и наши оценки

На момент подготовки этого материала относительно предыдущих годов некоторое количество российских компаний рассматривает размещение на бирже в ближайшее время или на горизонте 1–2 лет. О своих планах высказывались «ВкусВилл», Wildberries, «Делимобиль», «Красное & Белое», Melon Fashion Group, «Сибур», Gett, «Самокат», IVI, «Азбука Вкуса».

Всего же, по словам Юрия Денисова, Мосбиржа ведет переговоры об IPO с 30–40 российскими компаниями. Большинство из них — технологические бизнесы, появившиеся в последние десять лет.

Mercury Retail Group (MRG)

Объединяет две сети магазинов: «Красное & Белое» и «Бристоль». Под первым брендом на конец первого полугодия оперировало почти 9,5 тыс. точек, под вторым — более 4 тыс. точек. Компания планирует IPO на Московской бирже в 2022 году. По разным оценкам, компания рассчитывает на оценку $20–25 млрд, или 1460–1820 млрд руб. По данным МСФО, выручка группы составляет 646 млрд, прибыль — 35 млрд, капитал — 25 млрд.

Инвесторы в MRG могут столкнуться с проблемой дорогой оценки компании в рамках IPO. Ориентируясь на обозначенные данные и оценку в $20 млрд, мультипликатор P/E находится на уровне 42. Для сравнения: аналогичные показатели X5 Group и «Магнита» находятся на уровне 20 и 15 соответственно, а более сопоставимый с Mercury Retail Group по темпам роста Fix Price рынком оценен в 24 P/E.

Как сообщалось в СМИ, книга в рамках IPO была полностью подписана, но за день до начала торгов IPO было перенесено. Официальная формулировка: «в связи с ситуацией на рынке». На момент написания заметки о новом сроке сообщено не было, тем не менее с высокой вероятностью мы увидим бумаги MRG в ближайшие полгода.

«ВкусВилл»

Продуктовый офлайн- и онлайн-ритейл. Компания насчитывает около 1300 магазинов. В 2020 году компания вошла в пятерку крупнейших по обороту онлайн-продавцов еды в России, выполнив 10,6 млн заказов. Онлайн-ритейлер планирует двойной листинг: на NASDAQ и Московской бирже.

IPO «ВкусВилл» — одно из самых неопределенных и находится на ранней стадии. The Wall Street Journal со ссылкой на источники называл возможную стоимость «ВкусВилла» при выходе на биржу — $3–5 млрд, или примерно 216–360 млрд руб. В процессе подготовки к IPO компания раскрыла МСФО отчетность за 2018–2020 годы. Отчётность за первое полугодие 2021 г. не раскрыта. Согласно отчетности по МСФО:

Выручка 114,3 млрд рублей
Чистая прибыль 952 млн рублей
Капитал 5 млрд рублей

Оценка, которую приводит WSJ, кажется завышенной, и мы, вероятно, увидим снижение оценки ближе к размещению. Если ориентироваться на мультипликаторы X5 Group и «Магнита», то «ВкусВилл» может быть оценен дороже других ритейлеров благодаря динамичному росту и стратегически верно выбранному сегменту внутри продуктового сегмента. При такой оценке компания, возможно, будет привлекательным объектом для инвестиций, который позволит диверсифицировать часть портфеля, которая отвечает за продуктовый ритейл.

«Делимобиль»

Российский сервис краткосрочной аренды автомобилей (каршеринга), запущенный в 2015 году. Численность автопарка составляет более 15 тыс. автомобилей. Сервис рассматривает двойной листинг: Московская и Нью-Йоркская фондовые биржи. Предполагалось, что размещение пройдет в начале ноября 2021 года, но листинг был отложен на 2022 год. Согласно отчетности по МСФО, по итогам 6 мес. 2021 года:

Выручка 9,2 млрд рублей
Чистая прибыль -1,83 млрд рублей
Капитал -2,5 млрд рублей

По информации СМИ, «Делимобиль» получил оценку в диапазоне $0,7–1,1 млрд, что соответствует стоимости 50–79 млрд рублей.  У «Делимобиля» на данный момент главная задача — не получение прибыли, а конкуренция за долю на рынке. Выход на биржу убыточных компаний — нормальная для западных бирж, но для России всё еще нестандартная практика. Из вышеупомянутых примеров можно вспомнить только OZON. Покупка компании, которая не зарабатывает, пока является достаточно рискованной инвестицией из всех предстоящих IPO.

Авторы: Дмитрий Александров, управляющий директор ИК «Иволга Капитал»,
                Марк Савиченко, главный аналитик ИК «Иволга Капитал»

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья