ENG

Перейти в Дзен
Это интересно

Я б в нетворкеры пошел, пусть меня научат

Человек — существо социальное во всех смыслах. Ему нужны другие люди не только, чтобы выплакать горе или разделить радость, но и чтобы вести любую деятельность. Особенно это актуально для бизнеса и стартаперов: партнеры, потребители, инвесторы, поставщики, команда — это все сторонние люди, с которыми нужно взаимодействовать. Поэтому нетворкинг — обязательный элемент для любого предпринимателя. Что скрывается за этим понятием, как оно способно помочь и как с этим работать?

Что такое нетворкинг

Нетворкинг — это формирование сети полезных контактов. Но речь не о том, чтобы собрать как можно больше знакомств и радоваться наличию условных 5000 человек в записной книжке. При правильном подходе нетворкинг помогает человеку развиваться, потому что формирует вокруг него круг общения, социальный капитал, внутри которого и благодаря которому можно расти и вместе с этим улучшать навыки социализации. Человек получает полезные связи и решает с их помощью как личные, так и профессиональные задачи.

Важно то, что в нетворкинге каждый человек помогает другому, при этом не пытаясь получить краткосрочную выгоду: здесь выстаиваются длительные и продуктивные отношения. Это не история о том, что сейчас один другому оказал услугу, а через месяц обязательно спросит «долг» в свою сторону. Возможно, после знакомства вы года полтора будете только изредка пересекаться, поддерживая контакт, а потом случайно поможете друг другу.

Зачем вам это нужно

Благодаря нетворкингу у человека формируется социальный капитал, который по значимости не уступает финансовому, например. Никто никогда не знает, какое знакомство станет проводником, скажем, в Google или к судьбоносной встрече с инвестором и превращению стартапа в «единорог».

В США можно попасть в акселератор и успешно его пройти только благодаря нетворку, даже если технические моменты стартапа не соответствуют полностью требованиям акселератора. И это не единственный пример, как работает социальный капитал.

Но даже если таких кардинально меняющих жизнь ситуаций не будет, каждый контакт — это новый человек с опытом. Человек, от которого можно получить ценный совет, идею, предложение. Вы можете просто услышать его кейс и понять, как делать не стоит или, наоборот, как нужно поступить. Даже какая-то незначительная фраза в личном разговоре, не вращающемся около бизнеса, способна натолкнуть на важную мысль.

Уровни нетворка

Чем глубже человек погружается в нетворк, тем сильнее меняются и его восприятие коммуникаций, и его запросы к общению, и кругозор, и мышление, и даже методы получения новых контактов. С учетом этого мы выделили три уровня нетворкинга.

Первый — знаний о нетворке мало, есть только понимание, что это нечто интересное и ценное. Человек еще не в курсе, как лучше знакомиться, где, зачем, что делать с появляющимися контактами и как они ему могут помочь. Запрос на нетворкинг, скорее всего, возник, потому что он на распутье, например после ухода с обычной офисной работы в стартап. Ему нужно погрузиться в новую деятельность, а совета спросить не у кого, никто не может показать, куда двигаться. Поэтому есть потребность расширить круг общения: предпринимателями, стартаперами.

Запрос на первом этапе звучит очень расплывчато: «хочу общаться с интересными людьми». Очень редко появляются конкретные мысли вроде «хочу разобраться, что сейчас востребовано на рынке e-commerce» или «хочу найти ментора в FinTech-стартап». В таком виде запросы появятся только после первой тридцатки коммуникаций, а то и позже. Человек начинает посещать всевозможные мероприятия, искать сообщества, при этом контакты устанавливает относительно редко — зачастую не ежедневно.

Второй уровень — человек какое-то время активно занимается нетворкингом, вокруг него уже сформировался круг знакомых, он совершает больше коммуникаций в месяц. Поэтому он начинает сужать свои запросы и пытается как-то фильтровать общение. У него уже сформировалось понимание, зачем ему нужен нетворкинг, как помогает, поэтому возникает потребность сделать все контакты более целевыми. Идет переход от количества к качеству: конференции и митапы человек уже отбирает тщательно, посещает далеко не каждое мероприятие. С людьми знакомится с четким запросом: «хочу больше узнать о выходе на рынок ЕС», «ищу разработчиков в стартап».

Кроме того, с опытом пришло понимание, какие инструменты нетворка более эффективны и удобны, какими проще пользоваться. Поэтому человек, например, коммуницирует в основном через LinkedIn и одно-два сообщества. И, решая свои запросы, он начинает испытывать потребность помогать другим.

Третий уровень — это большой опыт, избыточное общение, огромный социальный капитал и смена интересов. Теперь человек чаще отдает, чем получает: реже обращается с личными запросами, чем решает чужие. У того, кто находится на третьем уровне нетворкинга, случается больше 70 коммуникаций в месяц, свыше 1000 знакомых, и потребности еще сильнее расширять круг нет. Человек охотно общается, но уже не ищет новые пути взаимодействия с таким рвением, как на первом уровне.

Остро встает вопрос фильтрации коммуникаций: важно сделать так, чтобы все действительно ценные люди доходили до знакомства, а остальные — не имеющие ценности, токсичные — отсеивались. Этого человек зачастую добивается через вступление в сообщества. Вдобавок у него уже развивается собственный чек-лист критериев, по которым он в ходе интро отсеивает неподходящих людей.

Правила нетворка

Заниматься нетворкингом — это не раздавать визитки на каждой встрече или конференции, не поставить себе задачу посетить 25 митапов и форумов за месяц. Первый вариант не помогает выстраивать контакты: с высокой вероятностью большинство визиток окажется в мусорном ведре или в книжке-кладбище таких же. Второй вариант — верный способ выгореть, особенно с непривычки. Заниматься нетворкингом нужно системно и старательно, но в своем темпе. Например, поставив цель получать каждый месяц 10 новых контактов. И это первое правило-рекомендация.

Второе — не сводить первый разговор и в целом все коммуникации к бизнесу. В России нетворкинг понимают как общение только на деловую тему: встретились, контактами обменялись, решили, что будет полезно запартнериться. Но наиболее качественным нетворк становится, когда вы знакомитесь сначала как обычные люди: узнаете увлечения друг друга, интересы, какие-то истории из жизни, яркий опыт. И уже на основе этого, увидев «химию», после приходите к возможным бизнес-отношениями. Если не видите «химию» — коммуникацию не продолжаете.

Как и где завести знакомства

Развивать нетворкинг можно как онлайн, так и офлайн — это вопрос личного выбора, времени, которое вы готовы тратить на коммуникации, и других ресурсов. При высокой загруженности проще, например, созвониться два раза по полчаса в Zoom с новыми контактами, чем выбираться на чашку кофе и тратить минимум час на каждый. При этом офлайновое общение для кого-то может оказаться более продуктивным и комфортным.

Новички для первых коммуникаций часто пользуются чат-ботами в Telegram, например Random Coffee. Здесь больше 40 тыс. человек из разных отраслей и стран. Нужно заполнить анкету, а система подберет оптимальное сообщество, в рамках которого будут проходить знакомства. Это может быть и профессиональное комьюнити, например UX/UI-дизайн, а может быть и связанное с хобби. Бот раз в неделю показывает контакт нового человека и предлагает с ним пообщаться.

Похожую идею развивает сервис Lunchclub: он ориентирован на международный нетворкинг и выбирает человека по интересам и вашему бэкграунду. Раз в неделю на e-mail приходит письмо с контактами того, с кем стоит познакомиться. Сервис на английском языке, поскольку создан в Кремниевой долине. Русскоязычный аналог — Uniter.

Вторая группа инструментов — социальные сети: Facebook, LinkedIn. С ними чаще взаимодействуют набравшиеся опыта нетворкеры, которые примерно понимают, кого хотят найти и с кем пообщаться. У них уже есть какой-то четкий запрос, поэтому взаимодействия целевые. Схема простая: добавлять в друзья заинтересовавших людей, писать с предложением познакомиться и конкретным запросом.

Третья группа — тематические комьюнити. В них хорошо отфильтрована аудитория, поэтому легко, например, сразу найти контакты условных разработчиков, бизнесменов с многолетним опытом. Сообщества могут быть как платные, так и бесплатные, иметь разные цели: только общение, образование или даже акселерация.

И конечно, нетворкинг можно развивать на любых тематических мероприятиях: форумах, выставках, воркшопах, митапах, вебинарах.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья