Сооснователь и CEO OinSpace Анатолий Сморгонский разрабатывает платформу, которая будет защищать товары от незаконного копирования. Пилотный запуск OinSpace стартует в 4 квартале 2018 года. На сегодня с платформой выразили желание работать такие глобальные компании, как Cisco, Nokia, Dell, а также производитель шампуней и косметики Big и др. Корреспондент «Инвест-Форсайта» узнал детали разработки платформы у директора по развитию OinSpace Артема Колганова на II ежегодной конференции Private Equity and M&A.
Анатолий Сморгонский и вино
Сооснователь и CEO OinSpace Анатолий Сморгонский более 15 лет в телеком-индустрии. Работал CEO «Скартела» (бренд Yota), CMO (директором по маркетингу) в «Ростелекоме» и Beeline, Tele2. После ухода из Tele2 Анатолий Сморгонский основал Национальный центр интернета вещей (НЦИВ) — российский оператор IoT-решений, который также агрегирует локальные сети стандарта LoRaWAN. В 2017 году вместе с бывшим главой «НТВ-Плюс» Дмитрием Самохиным Сморгонский учредил IT-холдинг Ambite, который обслуживает большую тройку российских телекоммуникационных компаний: МТС, «Билайн», «Мегафон», а также Tele2, «Тинькофф Мобайл», НЛМК и др.
OinSpace далека от телекоммуникационного и IT-бизнеса, она появилась почти случайно. Подруга Анатолия Сморгонского работает сомелье. Она рассказала Анатолию, что в Китае хорошего дорогого вина выпивается в три раза больше, чем его производит Франция. И производители вина не в силах остановить это, теряют огромные деньги. Сморгонский стал думать, как можно бороться с контрафактом. Так родилась идея OinSpace. И речь идет не только о вине — обо всем огромном рынке подделок.
Как работает OinSpace
По оценкам Frontier Economics, мировой рынок подделок составляет порядка $620 млрд. В мире не существует единого механизма проверки подлинности товаров. Так, согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, каждая десятая упаковка лекарств в развивающихся странах является поддельной или не соответствует заявленному качеству. Чаще всего подделывают лекарства против малярии, контрацептивы и пищевые добавки. Поддельные лекарства представляют угрозу для жизни и здоровья миллионов покупателей и наносят ущерб мировой экономике. Производители оригинальных товаров тратят все больше средств на их защиту, что вынуждает увеличивать бюджеты на маркетинг и брендинг, внедрять масштабные и зачастую неэффективные программы лояльности, повышать цены.
OinSpace предлагает пользователям — прежде всего покупателям — бесплатное мобильное приложение, которое позволит самостоятельно определить подлинность товара. Покупатель, сканируя QR-код товара, попадает в приложение OinSpace. OinSpace генерирует уникальный QR-код товара, тот заносится в блокчейн Ethereum, который позволит защищать товары от контрафакта. Производители получают возможность защитить свои товары за 10 центов с изделия. Все данные будут храниться в облаке. Таким образом, OinSpace может стать экосистемой, которая сумеет сформировать у потребителей единый механизм проверки товаров на подлинность.
«На сегодня есть прототип платформы OinSpace, он нравится нашим клиентам, и они говорят: давайте уже скорее начнем работать. Потому что себестоимость минимальная — 10 центов за единицу изделия, а результат, мы надеемся, будет колоссальный», — рассказывает директор по развитию OinSpace Артем Колганов.
Компании Nokia OinSpace нужен не для защиты ее мобильных телефонов (их сейчас не подделывают), а для сбора информации (big data) о том, кто, где и почему покупает ее товары, чтобы делать более таргетированную рекламу, поднять продажи, предложить правильный аксессуар. Такие же потребности у Cisco и Big. Кроме того, Cisco интересует, куда пошел «левый» товар.
OinSpace и VeChain
Сегодня создатели OinSpace ведут переговоры с производителями дорогого вина, кроссовок, дорогих сумок или тех изделий, которые стали символом контрафакта.
В Сингапуре есть похожий на OinSpace стартап VeChain. Он решает проблему подделок товаров роскоши и безопасности продуктов для компаний. На платформе VeChain товару присваивается уникальный идентификатор, который хранится одновременно в блокчейне и помещается на продукте с чипом NFC, RFID-тегом или QR-кодом. Через эти устройства VeChain позволяет управлять цепочками поставок и отслеживать товар на любом этапе его жизненного цикла. OinSpace же, в отличие от VeChain, идет от конечного потребителя — покупателя товаров.
«Мы хотим сделать наш сервис максимально удобным для покупателя: две кнопочки нажал и получил информацию о подлинности товара, — говорит Артем Колганов. — VeChain такое не предлагает. Одновременно мы предлагаем и компаниям такой сервис, а также сбор big data и прямого маркетинга потребителей».
Пилотный запуск OinSpace состоится в 4 квартале 2018 года. OinSpace проводит ICO в сентябре, сейчас идет закрытый пресейл. Токены Oin будут использоваться для генерации QR-кодов товаров. Производители, которые хотят защитить свои товары от подделок, купившие эти токены во время пресейла, получат скидку при изготовлении QR-кодов. В планах — собрать 50 000 ETH (около $47 млн) на ICO. Сколько собрано к настоящему времени, не раскрывается. Но в успехе краудсейла Артем Колганов уверен.
Автор: Наталья Кузнецова