Внедрение технологий в образовательную сферу происходит уверенными шагами: с 2016 года рынок ежегодно демонстрирует рекордный прирост инвестиций. Несмотря на перспективность ниши для венчурного финансирования, текущая доля EdTech российского рынка не превышает 1% по миру. Понимание основного спроса рынка, противостояние культуре бесплатного потребления и нормативам, узость рынка, недостаток зарубежных инвестиций — первое, с чем сталкивается EdTech-стартап. На форуме Баркемп, проводимом 7–8 ноября в Санкт-Петербурге, представители бизнес-сообществ и государственных органов осветили ключевые аспекты ниши онлайн-образования с точки зрения инвестиционной привлекательности и законодательного регулирования.
Понимание рынка EdTech
Считается, что становление EdTech в качестве направления стартап-проектов приходится на 2012 год: именно тогда основатели платформы Coursera, профессора Стэнфордского университета в сфере информационных технологий, привлекли внимание первых инвесторов.
Но понятие Educational technology сегодня — это не просто онлайн-обучение, но и многие другие современные технологии: продвинутые смартфоны, дополнительная и виртуальная реальность, искусственный интеллект, геймификация становятся частью образовательного процесса. Сетевые платформы онлайн-образования подразделяются на шесть сегментов: дошкольное онлайн-обучение составляет 0,1% объема рынка образования; школьное (в том числе дополнительное) — 2,7%; среднее профессиональное — 0,4%; университеты — 1,8%; дополнительное профессиональное — 12,5%.
Состояние рынка онлайн-образования в России и мире
Одной из первых стран, которая массово начала внедрять инвестиции в развитие рынка EdTech, стали США. Затем в гонку включился Китай. К 2018 году привлеченные инвестиции в проекты онлайн-образования КНР превалировали над американскими: $7 млрд против $5 млрд. По данным за 2018 год, объем инвестиций в российские образовательные стартапы вырос до 30 млрд рублей, тогда как размер международного рынка, по подсчетам, приравнивается к $160–250 млрд. Около 40% инвестиций в Edtech-стартапы приходится на Северную Америку. Доля России в то же время демонстрирует отставание от сверхдержавы — менее 1%.
Тенденция современного EdTech-рынка — сделок меньше, суммы больше. Если в 2017 году средний чек не превышал $100 млн, то уже к 2019 году топ-10 привлеченных инвестиций оценивается от $100 до $540 млн.
Перспективы российского EdTech
Россия не входит в список мировых лидеров, однако российские проекты — главный драйвер роста EdTech-рынка Восточной Европы. Ежегодно объем российских инвестиций возрастает на 17–25%, тогда как американский рынок уже пережил пиковое состояние, но стабильно растет — +4% ежегодно. В соответствии с рейтингом РБК, 32% сделок, совершенных в 2018 году на российском рынке EdTech, приходятся на топ-35 крупнейших компаний.
Яркий пример — SkyEng — платформа для изучения английского языка. Крупная сделка с фондом Baring Vostok свершилась в конце 2017 года. Сумма вложенных средств не афиширована, однако текущая капитализация компании оценивается в 1,1 млрд рублей, тогда как аналогичные китайские платформы — свыше $1 млрд.
Образовательному центру «Нетология» совместно с онлайн-школой «Фоксфорд» удалось выручить 780 млн рублей за 2018 год. Специализация холдинга — школьное образование и подготовка к ЕГЭ. В конце 2017 года «Севергрупп» инвестировала в стартап, оценив его стоимость в $50–60 млн. Третье место — iSpring с капитализацией 627 млн рублей. Представляет собой систему онлайн-занятий для сотрудников компаний. В перечень клиентов платформы входят Microsoft, Sony, «Яндекс», IBM и ведущие вузы мира.
Перспективы для выхода на международную платформу и возрастания капитализации у российских компаний есть. Однако новичкам в бизнесе следует быть внимательнее — бренды также адаптируются к этому относительно новому продукту. В частности, делается упор на подготовку IT-специалистов.
Ситуация на 2019 год
В списке популярных ниш онлайн-образования на 2019 год — обучение иностранному языку, массовые курсы по развитию личностных и профессиональных навыков. Однако новым участникам будет сложно конкурировать с сетевыми гигантами, которые уже закрепились на рынке. Стоит обратить внимание на сегмент школьного и дошкольного образования. В частности, на детей 5–7 лет (75% из них регулярно занимаются, подключаясь к образовательным играм).
Еще одна явная тенденция — ставка на программирование. Эксперты отмечают слабую грамотность граждан в информационных технологиях, недостаток IT-кадров. По оценке «Яндекса», экономика РФ нуждается в 500 тыс. программистах, по факту же число грамотных «айтишников» не превышает 50 тыс. человек.
Привлекательность для инвесторов
В соответствии с исследованием Startup Barometer 2019, EdTech входит в топ-10 привлекательных областей для венчурного рынка. Среди опрошенных предпринимателей 10% занимаются продвижением образовательных технологий. С точки зрения вложения «в умы» EdTech привлекателен. По словам представителей Кремниевой долины, необходимо использовать больший потенциал мира. Стараться обучать больше людей, чем тратить то же время только на 1% лучших учеников.
Однако с финансовой точки зрения ситуация не столь радужная. Стоимость топовых образовательных стартапов в десятки раз меньше представителей прочих сфер. Если предельный чек по проектам EdTech составляет $3–5 млрд, то мобильное приложение Uber оценивается в $80 млрд; платформа Airbnb — $20 млрд; бренд электронных сигарет Juul — $12 млрд.
«Не»вмешательство государства
Главная трудность российского образовательного рынка — много государства и регулирования, мало частного сектора. Яркий пример — в 2015 году московские школы пользовались электронными дневниками коммерческих компаний: «Дневник.ру», «ЭлЖур» и прочие. В дальнейшем правительство Москвы приняло решение об обязательном использовании единого электронного журнала, разработанного в недрах самого правительства. Хотя последний уступал конкурентам по качеству, он полностью вывел частных игроков с рынка.
Внедрение образовательных стартап-проектов тормозится из-за бюрократических препон. Онлайн-платформы попадают под действие ФЗ №273 «Об образовании в РФ», в соответствии с которым каждая платформа должна получить лицензию, что вряд ли возможно без помощи юристов. Работа без лицензии чревата штрафами от 40 до 300 тыс. рублей.
Выход на международный рынок: экспорт и зарубежные бизнес-ангелы
Количество заключенных российскими образовательными стартапами инвестиционных сделок крайне мало. За 2014–2017 гг. обнародованы сведения только по 66 сделкам. При этом только несколько из платформ оценили свыше $1 млн. EdTech в России не сформировался как цельный сегмент: инвесторы относятся к нему опасливо, новички бизнеса не понимают, какова должна быть стратегия по развитию и привлечению, в результате зарубежные бизнес-ангелы не видят тут для себя перспектив.
Интерес российских пользователей к платному обучению с использованием незнакомых технологий существует, но на рынке превалирует пиратский контент, составляющий, по экспертным оценкам, не менее 45% размещенной EdTech-проектами информации. Лучший способ привлечения инвесторов из-за рубежа — экспортировать текущий продукт, адаптировать его под реалии других стран, а пытаться продвигать технологию только в России — не столь перспективно.
Автор: Кристина Фирсова