ENG

Перейти в Дзен
Технологии

12 главных трендов EdTech

Всего четыре десятилетия назад традиционная классно-урочная система монопольно царила в учебных заведениях. «Учитель говорит — вы внимательно слушаете и записываете» — таков был её главный принцип. Обратная связь от ученика к учителю выглядела в виде проверки выполнения разного вида заданий, чтобы оценками наказать условно «плохих» учеников и поощрить условно «хороших». Сегодня мир изменился. Современные технологии в школе помогают вдохновлять, вовлекать и мотивировать учащихся. Наказанию и психологическому насилию больше нет места в учебном процессе, так как коллаборация и позитивная мотивация позволяют достичь гораздо больших успехов. С каждым годом растет количество инструментов EdTech для более быстрой и эффективной подачи материала, обучение каждого ученика становится персонализированным. Преподаватели, которые используют технологии EdTech, получают многократный рост уровня знаний учащихся и, как следствие, увеличение собственной заработной платы. Государства и частные компании полагаются на EdTech, чтобы внедрить новые способы обучения. 2 октября 2019 г. в Москве в ЦМТ завершилась глобальная конференция о цифровых инновациях в образовании EDCRUNCH, и мы расскажем об основных трендах EdTech, которые там обсуждались.

12 главных трендов EdTech

Сделать EdTech более доступным

К огромному сожалению, EdTech пока остается достаточно дорогой технологией. Сделать современные технологии обучения более доступными для большего числа людей, помочь проникнуть в развивающиеся страны, обеспечить доступ к качественному образованию для всех во всем мире — это является на сегодняшний день основной задачей. Школы и учителя должны получать отдельное финансирование на исследования и инновации, что позволит учителям активнее участвовать в дизайне и разработке продуктов EdTech.

Увеличение уровня использования уже существующих технологий

Опрос учителей и директоров школ показывает, что 30% высокотехнологичного школьного оборудования никогда не используется, и более 97% учителей никогда не используют полностью все материалы учебной программы. Это вызывает серьезную тревогу и заставляет разработчиков учебных программ сосредоточиться на педагогической ценности оборудования и материалов для учителей, увеличении роли методистов в образовательном процессе. Неумение или нежелание конкретного учителя использовать достижения науки и технологий естественным образом приводит к потере смысла во всей программе EdTech, и эта ситуация должна быть изменена. Впрочем, здесь стоит говорить именно о просвещении, обучении и повышении мотивации педагогического состава, а не о наказании за отсутствие результата. То есть методы EdTech должны применяться в первую очередь к самим учителям.

Стандартизация EdTech

Стандартизация EdTech была ключевой тенденцией все последние годы и будет продолжаться все последующие. EdTech быстро развивается благодаря запуску множества новых интересных сервисов, но одной из главных задач является создание мощных, совместимых друг с другом цифровых экосистем, в которых разработка стандартов, учебных планов и структурированных данных может обрабатываться в более широком масштабе. Систематизированный подход к разработке и внедрению решений EdTech, переход от универсальных, но поверхностных, к более узким, но хорошо проработанным и легко интегрируемым решениям позволит значительно снизить уровень начальных вложений в разработку и открыть доступ к рынку небольшим производителям, вплоть до отдельных талантливых преподавателей.

AR/VR

Дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR) — это две технологии, потенциал преобразования которых будет расти в геометрической прогрессии. Снижение затрат заставит учреждения вкладывать значительные средства в эти эффективные и привлекательные инструменты обучения. Учебные программы с погружением, позволяющие учителю перемещать учащихся на другие континенты или переносить их в человеческое тело, станут более распространенным явлением и дадут ранее невозможный уровень понимания и удержания знаний. Эти технологии помогают ускорить понимание сложных тем и получать ценный практический опыт, который в противном случае был бы недоступен. Например, студенты-медики могут самостоятельно выполнять виртуальные операции, а не смотреть видео или живую демонстрацию. Практический опыт и мгновенное применение знаний могут повысить коэффициент удержания до 90%.

AI и педагогическая аналитика

Искусственный интеллект будет всегда актуален в образовательных учреждениях, поскольку помогает персонализировать и оптимизировать обучение. Машинное обучение может оценить знания студента, найти слабые места и затем представить вспомогательные материалы. Учителя могут переложить эти задачи на ИИ, освободив тем самым больше времени, чтобы направлять каждого ученика к его образовательным целям.

Гиганты социальных сетей, такие как Facebook и Twitter, используют потребительскую аналитику и данные для оптимизации продаж. В настоящее время учебные заведения также начинают изучать аналитику обучения для оптимизации процесса с использованием аналогичных инструментов. Учебная аналитика позволяет преподавателям определить наиболее действенные способы подачи материала для своих учеников и персонализировать учебные планы на основе этих данных. Хотя аналитика обучения является относительно новой областью, она неизбежно начнет пользоваться всё большей популярностью в сфере образования. В конечном итоге преподаватели смогут использовать ее для прогнозирования поведения учащихся, составления учебных программ и составления карт учебных мероприятий.

Персонализированное, адаптивное и мобильное обучение

У каждого из этих методов есть одна общая цель: адаптировать ресурсы и учебные программы под каждого ученика. Адаптивные системы обучения используют алгоритмы для проверки текущего уровня знаний учащегося. Затем система составляет персональную учебную программу в соответствии с оптимальным темпом конкретного человека. Мобильное обучение позволяет вынести образовательный процесс за пределы учебного заведения, создавая полезную и необременительную для ученика нагрузку в его свободное время. Традиционные модели классно-урочной системы не могут масштабировать индивидуальное обучение до столь эффективного уровня, но EdTech позволяет сделать это реальностью уже сейчас.

Геймификация

Геймификация обучения не является новой концепцией в образовании, но по-прежнему удерживает лидирующие позиции в инновационных курсах. Обучение через игру раскрывает творческий потенциал, развивает воображение и, без преувеличения, дарит чувство счастья ученикам. Обучение с применением игровых техник сегодня можно начинать в самом раннем возрасте, например в Англии каждый четвертый ребенок в возрасте до двух лет уже имеет свой планшет. Применение игровых технологий позволяет удерживать внимание даже испытывающих трудности восприятия или гиперактивных учеников.

STEM

Мировая экономика сегодня испытывает острый кадровый голод в области науки и инженерных специальностей, а многие высококлассные специалисты зачастую не обладают коллаборативными навыками. Для борьбы с нехваткой работников школы будут стремиться к проектному обучению. Это позволяет восполнить у учащихся пробел в навыках совместной работы и сосредоточиться на оказании помощи в решении их реальных проблем. Практический опыт повышает уровень взаимодействия между сверстниками, а креативность является еще одним средством, которое стимулирует обучение и развитие.

Умные доски

Умные доски существуют уже почти 30 лет. И эти цифровые доски сделали гораздо больше, чем положили конец пачкающемуся мелу: они привнесли интерактивность в образование. Smartboards приспосабливаются под различные стили обучения студентов. Те, кто лучше учится тактильно, могут физически взаимодействовать с доской. Ученики-визуалисты могут просматривать видео и изображения. А учащиеся, лучше воспринимающие вербальную информацию, могут слушать уроки. Smartboards — универсальный инструмент, позволяющий настраивать условия обучения.

Карточки

Карточки не являются новыми инструментами обучения, учителя используют бумажные карты для обучения уже несколько десятилетий. Тем не менее внедрение цифровых карточек добавило новое измерение в этот замечательный продукт. Существует множество приложений, которые позволяют учителям и ученикам создавать и классифицировать наборы карточек на основе разных концепций и предметных областей. Цифровые карточки оснащены множеством функций: от обычной гипертекстовой разметки до мультимедийных интерактивных систем с AI. Медиаэлементы в карточках помогают студентам формировать прочные когнитивные связи, чтобы полученные знания надолго оставались в их памяти.

Социальные сети

Учителя и родители часто жалуются на то, что ученики тратят слишком много времени на социальные сети, такие как Facebook и Twitter. Но что, если социальные сети интегрировать в процесс обучения? Тогда социальные сети смогут стать для преподавателей, учащихся и родителей мощной платформой обучения, общения и обмена информацией. Учителя могут создавать группы для своих классов для помощи с выполнением заданий или передачи вспомогательных материалов, а студентов можно поощрять размещать письменные задания в виде блогов. Это вызовет у студентов интерес к заданию, а также создаст широкий пул читателей.

Офлайн-решения

Для многих школ полное избавление от учебников по-прежнему является далекой реальностью. Быстрый и надежный интернет по-прежнему недоступен для миллионов учащихся по всему миру, а в некоторых странах интернет в учебных заведениях или сильно ограничен, или запрещен административно. Поэтому создание продуктов EdTech, которые не требуют подключения к всемирной Сети, будет постоянно востребовано.

Немного о будущем

Виртуальные классы, инструменты для совместной работы и аналитика обучения уже предоставляют учащимся способы взять на себя ответственность за свое обучение и личностное развитие. Но увлечение лишь технологиями так же неразумно, как и концентрация, например, только на спортивных достижениях. Все дело в том, чтобы найти правильный баланс между использованием технологий и другими делами. Точно так же дело обстоит и с соотношением «традиционной» школы и EdTech — они не взаимозаменяемые, а взаимодополняющие.

Учителям не стоит бояться, а тем более бороться с агрессивным напором гаджетов, мобильников и интернета на школу. Всё это уже стало неотъемлемой частью нашей жизни и не только никуда не уйдет, но и будет развиваться. Всё, что остается делать, — учиться использовать новые технологии и самим создавать новые продукты, ведь наши дети — это наше будущее, и те знания и навыки, которые мы заложим в них сейчас, позволят им стать хорошо интегрированными и эффективными членами общества в будущем.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья