ENG
Добавить в избранное
Интервью, Стартапы, Финансы

Александр Феденко: Без инноваций развитие банков невозможно

Глава российского финансового регулятора Эльвира Набиуллина призвала отечественные банки активнее инвестировать в цифровую трансформацию, иначе уже через пять лет им предстоит «кусать локти». На открытом рынке российские компании, в том числе банки, все чаще ищут инновационные решения в формате акселераторов. Недавно свою первую акселерационную программу по поиску перспективных технологичных проектов в сфере финтеха и смежных отраслей — «МКБ Реактор» — запустил Московский кредитный банк (МКБ), одна из ведущих финансово-кредитных организаций страны. Программу реализуют совместно с GenerationS, платформой по развитию корпоративных инноваций (входит в РФПИ). О задачах акселератора, а также о решениях, которые рассчитывают найти с его помощью, «Инвест-Форсайту» рассказал Александр Феденко, руководитель направления инновационных решений МКБ.

В фокусе — клиентский опыт 

— Александр, расскажите, пожалуйста, какие цели вы ставите, запуская акселератор? Какие направления приоритетны?

— Все технологии и новации, которые наш банк сегодня внедряет, служат цели повышения удовлетворенности клиента. Для нас в фокусе всех усовершенствований — выработка эффективных решений для улучшения клиентского сервиса и продуктового ряда.

При запуске акселератора мы выделили ряд векторов поиска инноваций, при этом с точки зрения бизнес-направлений делаем максимально широкий заход. Большой интерес есть как со стороны направления МСБ, так и со стороны корпоративного и инвестиционного бизнеса. Последние, возможно, даже с большими интересом и ожиданиями заходят в акселератор, потому что их потребности в инновациях удовлетворены в меньшей степени, чем у розничного бизнеса, в силу того что давление финтеха происходит в первую очередь на рынок услуг для физлиц.

С точки зрения технологий отдельным направлением выделили все, что связано с machine learning (машинным обучением) и искусственным интеллектом. Это обусловлено тем, что в этом году мы запустили большую внутреннюю экспертизу по данному направлению и готовы ее подпитывать извне как идеями, так и решениями, и ресурсами. Также намерены искать предложения, связанные с дальнейшей диджитализацией продуктов и сервисов банка, — всего, что касается взаимодействия с клиентом. Какими бы терминами его ни называли — клиентский путь, клиентский опыт, — очевидно: бизнес трансформируется в эту сторону, пытаясь отталкиваться от потребностей и нужд клиента. И если еще пять лет назад типичным был продуктовый подход, сегодня он уходит на второй план. Потребности клиентов формируют индивидуальные сценарии, которые банки стараются им предлагать.

— Связанные с блокчейном решения интересуют банк?

— Если говорить про технологию блокчейн и NFT, интерес, безусловно, есть. Мы ищем оригинальные решения, в которых ценным был бы сам сценарий использования блокчейна или цифровых активов для клиента. Несколько отойти в сторону от формата цифровых валют, цифровых денег и посмотреть совершенно в другую сторону. Например, это могут быть решения, которые позволят клиентам работать с NFT.

Сценарий для победителя 

— Сколько планируете привлечь команд в рамках акселератора?

— На вход ожидаем не менее 50 команд, в итоговую воронку пилотов может попасть 10–15 решений. На каждое мы готовы выделять до 1 млн рублей. Это не грант, это покрытие расходов участника на пилот: они должны быть обоснованы.

— Как видите формат взаимодействия с победителями акселератора?

— Основным будет вполне традиционный сценарий: партнерские договорные отношения, когда мы не поглощаем компанию, а взаимодействуем с ней в формате «подрядчик-заказчик». В определенной степени это зависит и от того, что хочет сам стартап, какого формата взаимодействия. Если он хочет продать продукт, услугу, сервис, соответственно, мы будем исходить из базового сценария. Если стартап заинтересован в инвестировании, во вхождении внешнего партнера в бизнес, такой запрос мы также готовы рассматривать: например, если к нам придет компания, создавшая продукт, который может быть вписан в нашу продуктовую линейку или интегрируется с ней. Но не думаю, что таких участников будет много.

— От акселератора какой эффект для бизнеса ожидаете? 

— Последние несколько лет банк развивается очень быстро, в том числе в технологическом плане. Очень многое меняется и с точки зрения позиционирования на рынке перед клиентами. И если появятся внешние команды с новыми решениями, технологиями, которые помогут нам улучшить процессы, мы будем считать это значительным успехом мероприятия.

Мы рассчитываем, что с точки зрения финансовых результатов мероприятие может быть окупаемо как минимум в среднесрочной перспективе. Сами метрики будут формироваться уже исходя из конкретных проектов, которые пойдут в активную фазу. Но такая задача тоже есть — оценить итоги акселератора по финансовому результату.

Рост клиентской удовлетворенности — еще один критерий. В данном случае оценка будет идти в разрезе конкретных проектов, акселератор в целом оценивать с этой точки зрения затруднительно, да и не вполне правильно. Необходимо понимать эффект отдельных проектов.

Нет инноваций — нет развития 

— Чем именно формат акселератора привлек?

— Его основной плюс в высокой интенсивности для самого МКБ, он требует мобилизации и консолидации наших усилий как для бизнес-подразделений, так и для ИТ. Это не размеренный формат, когда мы со стороны внутренней инновационной команды предлагаем идеи, продукты, а внутренние заказчики решают, пилотировать, внедрять их или нет.

Также это и иной формат взаимодействия с рынком, когда мы не точечно ищем новые решения, а заходим широким «замахом», открываем воронку и приглашаем поучаствовать всех желающих. И смотрим, что рынок в моменте готов предложить нам и где происходит всплеск активности. Таким образом, мы, во-первых, интенсифицируемся внутри, а во-вторых, — расширяем взаимодействие с рынком технологий и актуальных разработок.

— Для МКБ это ведь не первый опыт участия в подобном проекте?

— Да, данный акселератор уже не первый. Но первый, который банк запускает полностью самостоятельно, без кооперации с другими банками, и весь поток заявок будет направлен исключительно в МКБ. В 2019 году у нас был подобный опыт совместно с двумя другими банками. Сейчас подходим к новому раунду более подготовлено, опираясь на предыдущий опыт. Мы понимали, что хотим еще раз войти в этот формат. И в дальнейшем, скорее всего, продолжим работать с ним, но изменив регламент в сторону повышения регулярности и упрощения входа.

— Опыт акселерации 2019 года был удачным?

— Мы поняли, что данный формат может быть результативным, он может приносить ценность бизнесу МКБ. Например, это могут быть готовые продуктовые решения для наших клиентов. Конечно, отношение к формату меняется, в чем-то становится более скептическим, отчасти потому что увеличилось количество акселераторов, участники ходят между ними по кругу. Тем не менее мы хотим посмотреть, как программа пройдет в 2021 году.

— Банковская отрасль в России остается в числе наиболее продвинутых, спрос на инновации на рынке по-прежнему есть?

— Конечно, и дело даже не в том, где находятся сейчас отрасль или отдельный банк. Здесь важен вектор: в каком направлении и с какой скоростью идет развитие. Скорость, темпы развития в банковской отрасли очень высокие, их можно попытаться увеличить или как минимум не снизить. А учитывая, что МКБ в настоящий момент — один из крупнейших банков в стране, за последние несколько лет серьезно выросли его экономические показатели, рыночная доля по ключевым направлениям, мы входим в список системно значимых банков, — конкуренция в этом сегменте очень сильная. И увеличение темпов — это способ укрепить свои текущие позиции и развиваться дальше. Без инноваций, без постоянного изменения эта задача не решаема.

Беседовала Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья