Внедрение технологии блокчейна для российского арт-рынка остается не более чем экспериментом, а среди ключевых ограничений для его активного использования в российских условиях участники арт-индустрии видят неготовность отечественных инвесторов к слишком большому горизонту возврата вложений. Смогут ли технологии открыть рынок для новых, в том числе непрофессиональных, участников и о том, нужны ли сегодня индустрии блокчейн, криптовалюты и токенизация, говорили участники конференции UNBLOCK ART 17 мая, предварявшей новое международное арт-шоу современного искусства DA!MOSCOW в Гостином дворе.
Борьба с тенью
Перспективы использования технологии блокчейн для фиксации прав собственности на предметы искусства или создания для арт-рынка распределенного реестра нередко ставились под сомнение; не обошлось без скепсиса и на этот раз. Все дело в открытости и прозрачности, которую готова принести рынку новая технология, но не факт, что участники готовы к такому повороту.
«Есть специфика арт-рынка: она связана с тем, что здесь очень много инсайдерской, закрытой информации, конечно, не как в случае с рынком вооружений, но тем не менее, и здесь есть противоречие с технологией блокчейн», — пояснил Владимир Овчаренко, основатель DA!MOSCOW, а также одной из первых частных галерей современного искусства OVCHARENKO и аукциона современного искусства VLADEY.
Безусловно, участники арт-рынка следят за развитием технологии, другое дело, что пока у индустрии к технологическим инновациям больше вопросов, в том числе относительно выгоды, которую даст их использование. Да, аукцион Sotheby’s вкладывал в цифровые проекты десятки миллионов долларов, однако они пока используются как вспомогательные сервисы (например, есть часть аукционов, которые проходят онлайн), все это сервисы обслуживания реальных продаж.
«Выгорит или нет, в каком направлении все будет развиваться, какая экономика между блокчейном и арт-рынком? И основной вопрос, где произойдет прорыв? Это интересно, но пока носит скорее характер экспериментов», — уточняет Владимир Овчаренко.
Биткоин или арт-фонды
Большой вопрос вызывают новые способы инвестирования в предметы искусства, которые предлагает блокчейн (речь идет о токенизации, позволяющий разделить владение арт-объектом между большим числом инвесторов), а также перспективы фондов, обеспечивающих такие вложения. Инвестирование в предметы искусства — само по себе не самая простая задача, и на рынке не так много примеров удачного инвестирования, отметил Владимир Овчаренко. Напротив, есть множество примеров, когда создавались фонды для вложений в арт-рынок, и успешными они не становились.
Во многом это связано со слишком большим горизонтом, который предполагают инвестиции в картины, когда реальный заработок можно ощутить в диапазоне 10-15 лет. К тому же оценить предметы искусства даже в приближении 15-20% очень непросто. Нередко инвестору проще и понятнее купить биткоин и наблюдать за графиком котировок в прямом эфире на смартфоне, говорит Владимир Овчаренко.
Сложностью может обернуться менталитет российских инвесторов, принципиально отличный от европейского и даже азиатского во всем, что касается понятия долгосрочности вложений.
«Неважно, инвестирует он в еврооблигации или физический металл, долгосрочные инвестиции для инвестора в России — это два года, а краткосрочные — и вовсе 6 месяцев. Для европейского и американского инвестора краткосрочные вложения это 3-5 лет, долгосрочные — более 10», — говорит Анаида Шнайдер, основатель проекта Tilcoin.
И если для иностранных инвесторов вложения в арт-объекты с большим горизонтом инвестирования оказываются комфортной ситуацией, то в России ситуация иная.
«Экономика не дает возможности быть уверенным в стабильном бизнесе и стабильном возврате инвестиций», — говорит Анаида Шнайдер.
Не только провенанс
Несмотря на сомнения в перспективах использования блокчейна для нужд арт-рынка, в индустрии уже реализуется целый ряд проектов, задействующих новую технологию. Главным образом они связаны с искусством современным, где проблема личности владельца стоит не столь остро. К примеру, художник из Китая Ай Вэйвэй и ирландский художник Кевин Абош выпустили токены Priceless на Ethereum, и их уже покупают не только коллекционеры-частники, но и музеи, напомнил Георг Бак, куратор Georg Bak Fine Art Services. В индустрии видят перспективы и для коллекционных токенов, или diital-collectibles, наиболее известным примером последних стали криптокотики, достигавшие в цене $175 000, напомнил Георг Бак.
А именно для современного искусства технология все же сможет в будущем помочь с решением проблемы провенанса.
«Блокчейн может сделать рынок современного искусства более-менее транспарентным. Например, я как клиентоориентированный галерист хочу, чтобы мои клиенты видели, что они купили, где, по какой цене, где это было создано», — говорит Екатерина Васильева, основатель Kate Vass Galerie в Цюрихе.
Создание реестра объектов современного искусства на блокчейне позволило бы избежать обмана и подделок, с которыми сталкиваются многие начинающие коллекционеры, согласна Анаида Шнайдер, к тому же это могло бы отрегулировать и ценообразование. А в будущем токенизация арт-объектов сможет привести на рынок не только новых инвесторов, которые бы хотели вложиться в искусство, но имеют ограниченные финансовые возможности, но и стать новым источником финансирования для традиционных музеев. Анаида Шнайдер напомнила о ситуации, в которой оказался в прошлом году музей искусств Университета Ла Саль в США, вынужденный продавать часть коллекции. Токенизация предметов искусства могла стать в данном случае выходом.
«Все новое вызывает вопросы и опасения. Вспомните, что происходило с технологией интернета 20 лет назад, и сравните с блокчейном в искусстве. Я думаю, пройдет несколько лет, и уже не будет стоять вопрос, как соединить блокчейн с арт-рынком», — уточнила Анаида Шнайдер.
Автор: Ольга Блинова
Фото со страницы мероприятия в Facebook