ENG

Перейти в Дзен
Финансы

Дегустируем мобильные приложения разных банков

Айфоны и смартфоны похожи на праздничный стол. Телефон буквально ломится от мобильных приложений на любой вкус. За вечер даже попробовать все не успеешь, особенно если налегаешь на какую-нибудь одну забористую услугу. Поэтому столь важно мнение дегустаторов. Впечатлениями о финансовых мобильных сервисах делятся эксперты консалтинговой компании Markswebb, не первый год выстраивающей рейтинги банковских мобильных приложений.

Веселье новогоднее припомнили сегодня мы

Есть широко известные блюда «для праздничного стола». Не станешь ведь есть каждый день эклеры. Так же и мобильные банковские сервисы. При их сравнении эксперты предлагают отдельно рассматривать услуги для граждан на каждый день и не на каждый — Digital Office (цифровой офис). К последним относят дополнительные функции, задача которых — «гастрономически» украшать привычный рацион всяческими прибамбасами-ананасами. В частности, к сфере Digital Office относится перевыпуск пластиковой карты в цифровом формате, настройки SMS/Push-информирования по карте, онлайн-управление инвестиционными продуктами, смена данных с прикреплением скана паспорта или оплата финуслуг через Apple Pay…

«Мы недавно запустили онлайн-выдачу потребительских кредитов для зарплатных клиентов», — например, подсказывает директор продуктовой лаборатории «Банка Зенит» Василий Потемкин.

Но без ежедневного банкинга (Daily Banking) не обойтись. Иначе финансово похудеешь вопреки своим желаниям. К этой группе услуг эксперты относят вполне себе привычные платежи, переводы, контроль долгов и комиссий, проверку движения средств… В общем, финансовые мобильные «пельмени» и «оливье», которые актуальны и в праздники, и в будни. Только не надо думать, что Daily Banking — сплошные скука и рутина. В 2020 году здесь происходили реальные конкурентные битвы. Так сказать, «кухонная война».

Приступая к составлению рейтинга «Daily Banking — 2020» от консалтинговой компании Markswebb, руководитель (тимлид) исследования Анастасия Долгова добавила к прошлогодним новые параметры оценки. В частности, кроме прежних привычных сценариев, на месте в рейтинге мобильных приложений Daily Banking теперь сказывается и следующее. Возможна ли оплата покупки по QR-коду через систему быстрых платежей? Есть ли функция денежных переводов за рубеж по номеру телефона, карты и банковского счета? Реализовано ли создание автоплатежей по подпискам? Возможно ли управление вкладами и накопительными счетами? И — насколько далеко в целом продвинулась автоматизация управления сбережениями и расходами?

Как было очень тесно нам, как дружно пели песни мы

При изучении «кухни» рынка финансовых мобильных приложений эксперты Markswebb выделили две тенденции в сфере дейли-банкинга. Первая — банкиры всеми правдами и неправдами пытаются вовлечь пользователей в онлайн-проведение обязательных платежей. Так, в ход идут многочисленные наглядные подсказки — например, где именно найти в бумажной квитанции уникальный идентификатор начислений…

«А некоторые банки упрощают процесс еще больше, построив систему запросов задолженностей по идентификаторам. Например, реализуется оплата детсада по проверке задолженности через СНИЛС ребенка», — рассказывает тимлид Анастасия Долгова.

К сегодняшнему дню автоматизированная оплата задолженностей и счетов уже присутствует в мобильных приложениях 20 банков из 24 исследуемых.

Второй тренд: повышение удобства мобильного банкинга в целом.

«Например, банки организуют сквозной поиск по всему приложению. Так, запрос через поисковую строку уже реализован у пяти банков», — отмечает Анастасия Долгова.

В общем, мобильному банкингу ни в коем случае нельзя походить на китайскую кухню, где дегустатор ни за что не должен догадаться, из каких продуктов приготовлено блюдо. Все настолько досконально разложено по полочкам, что деликатесов, которыми банковские повара могли бы нас побаловать в новом году, казалось бы, не осталось. Но зря глотать слюнки в 2021 году не придется.

Первой ожидаемой зоной роста называется онбординг — то есть встроенный в гаджет рассказ об уже имеющихся функциях приложения, детализация информации об услугах, комиссиях, статусе предлагаемого продукта… Проще говоря, сейчас о программах Daily Banking вы читаете на портале «Инвест-Форсайт» (www.if24.ru), а завтра то же самое будет бубнить ваш айфон. Правда (и увы), без нашего искрометного юмора. Вторая задача на годовую перспективу — упрощение управления сбережениями и расходами. То есть дальнейшая сценаризация money-менеджмента.

Мне очень все понравилось, все так чудесно справились

Итак, по версии Markswebb, лучшим мобильным банком для ежедневных операций на сегодня оказывается приложение «Тинькофф Банка». За 2020 год банк добавил механику автоматического накопления сбережений. Улучшен онбординг — отображается вся необходимая информация по всем открытым продуктам клиента.

На втором месте в нашем «застолье» пребывает Альфа-Банк. Этот участник рейтинга добавил подписку на штрафы ГИБДД и ФССП, оплату через запрос задолженности услуг телеком-провайдеров, а также модернизировал отображение действий клиента в истории операций.

Между третьим и вторым местом втиснулся Ак Барс Банк. Кредитор за год внедрил множество небольших улучшений, которые положительно сказались на качестве клиентского опыта в целом.

Далее — со средним по рынку уровнем качества мобильных приложений — в рейтинге по порядку убывания разместились Почта Банк, Сбербанк, банк «Левобережный», банк «Открытие», ВТБ, МТС Банк, БКС Банк, МКБ, Райффайзенбанк, банк «Хоум Кредит», Росбанк, Совкомбанк и Россельхозбанк.

«Банки на местах с 16-го по 4-е находятся примерно на одном уровне по качеству опыта и отстают от лидеров по общему удобству приложения. Чтобы продвинуться в рейтинге, банкам средней группы следует усиливать удобство в формах платежей и переводов, внедрять подписки на выставленные счета и добавлять возможности проверки задолженности по запросу», — учит Анастасия Долгова.

Кстати, любимый-нелюбимый, как вареный лук, Сбербанк за год в рейтинге поднялся на 12 позиций. Эксперты Markswebb отмечают, что бело-зеленый, как молодой лук, Сбербанк стал поставщиком ряда новых решений, предложив пользователям сценарии автоматизации управления средствами (money management: копилки и планирование бюджета). Кроме того, банк наконец-то подключился к Системе быстрых платежей, а также добавил целый ряд востребованных возможностей: позволил управлять лимитами на расходные операции, дал возможность анализировать движение средств, динамику и список транзакций в рамках определенной категории и добавил подписку на выставление разного вида счетов. Правда, чтобы войти в призовую тройку рейтинга, перечисленных усилий оказалось недостаточно.

Наконец, участвующие в рейтинге СКБ-Банк, Новикомбанк, ОТП Банк, Банк Казани, банк «Ренессанс Кредит», Газпромбанк и УБРиР рассредоточились на 17–24-м местах. Они тоже старались — повышали удобство форм платежей и переводов, внедряли новые функции:

«Но в целом не смогли дать пользователям тот опыт, который соответствует повышенным требованиям рынка».

Автор: Игорь Чубаха

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья