ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы, Финансы

Финансы по подписке, отказ от «пластика» и биометрия: тренды-2020 на финансовом рынке

Александр Агаков

Александр Агаков

Управляющий директор платежного сервиса QIWI

В 2019 году в финансовой сфере укрепился ряд значимых тенденций, которые обещают найти свое развитие в 2020-м. В частности, эти изменения касаются сферы бизнес-процессов и стратегий, розничного финтеха и новых технологий.

Финансы по подписке, отказ от «пластика» и биометрия: тренды-2020 на финансовом рынке
Фото: depositphotos.com

Партнерства, big data и самозанятые: итоги года

Во-первых, в 2019 году усилилось проникновение финтеха в нефинансовые отрасли — эта тенденция очень сильно затронула и нас. К телекому и ритейлу добавились новые рынки: так, осенью мы запустили систему выплат для таксистов. Не в последнюю очередь на это влияет рост онлайн-платежей: по данным ЦБ, к маю доля безналичных расчетов в России достигла 61%. Особенно заметно вырос сегмент онлайн-оплат за такси (с 45,4% в 2018-м до 50,8% в 2019 году), бронирования отелей и покупок билетов на транспорт (на 3% в каждой области).

Укрепляется значение партнерств на рынке как побочный эффект процесса цифровизации. На смену конкуренции приходит кооперация по модели win-win, более эффективная, чем постоянное соперничество. Так, в этом году QIWI подключила 14 новых банков в свою агентскую сеть и 17 банков-провайдеров, которых мы обеспечиваем каналами сбора платежей по кредитам.

Кроме того, 2019 год стал наиболее значимым для индустрии в плане гармонизации рынка больших данных. Так, мы активно начали развивать направление big data, создав собственный центр компетенций в области технологий машинного обучения и работы с данными — QIWI Data. Кроме того, мы присоединились к Ассоциации больших данных и совместными усилиями ее членов и участников рынка разработали и утвердили Кодекс этики использования данных, который позволит задать новый вектор эволюции этой области на ближайшие десятилетия.

Еще одним явлением, которое принес с собой прошедший год, стало появление новой категории налогоплательщиков — самозанятых. Сюда относятся все, кто ведет предпринимательскую деятельность без регистрации ИП: фрилансеры, репетиторы, няни, мастера маникюра на дому и так далее. Необходимость уплаты налогов со своего дохода вызвала к жизни и новый тип финансовых отношений, который с самого начала был реализован в онлайн-среде: регистрируются и перечисляют налоги самозанятые с помощью мобильных приложений. В этом году мы запустили два сервиса — первый, для бизнеса, позволяет компаниям перечислять самозанятым вознаграждения за работу. Второй предназначен для граждан: с его помощью они могут зарегистрироваться в качестве самозанятых, отчитываться о доходе и платить на него налог.

Финансовый шеринг и сервисы подписки: тренды-2020

Финтех развивается в разных направлениях, поэтому свои тренды есть в каждом сегменте финансового рынка. Но некоторые тенденции можно назвать основополагающими — они определяют общий вектор развития финансовых и околофинансовых компаний.

В частности, сюда относится растущая роль цифровых платформ — систем, помогающих связать между собой поставщиков товаров и услуг и их потребителей. По такому принципу работают всем известные Uber, Upwork, eBay и Airbnb. Платформизация начинает проникать и в государственную сферу: так, этой осенью была утверждена «дорожная карта» по созданию цифровой платформы госуправления.

С этой тенденцией тесно связана еще одна — переход к так называемой экономике совместного потребления, или sharing economy. Шеринговые сервисы в последние годы крайне динамично развиваются, становясь угрозой для традиционных рынков. Глобальная шеринговая экономика, по прогнозам PwC, достигнет $335 млрд к 2025 году. Помимо с2с- и c2b-сегментов, в которых она в основном развивается сейчас, в концепцию совместного потребления будет вовлечен и b2b-сектор. Растет популярность шеринговых корпоративных сервисов, таких как решения BaaS и white label. Они позволяют «шерить» расходы на инфраструктуру, compliance и в целом существенно сократить издержки по выходу на новые страновые и отраслевые рынки.

Есть все основания полагать, что в новом году начнет активно развиваться модель подписки на финансовые услуги. Об этом говорит исследование Ernst & Young, в ходе которого выяснилось, что потребители готовы платить за подписки, объединяющие финансовые продукты и сервисы — сберегательные счета, страхование жизни или финансовые консультации. Многие банки уже дают своим клиентам стимулы заказывать услуги в «пакете», предлагая за это более низкие процентные ставки или льготы — но мало кто взимает за этот сервис регулярную плату или предлагает клиентам собрать свой «пакет» самостоятельно. Первые примеры использования модели подписки на услуги уже есть: так, ее начала внедрять банковская и брокерская компания Charles Schwab Corp, а в скором времени подобная схема может получить более широкое распространение на финансовом рынке.

Финтех в ритейле

Финтех и розничная торговля уже давно развиваются в симбиозе друг с другом: онлайн-маркетплейсы, программы лояльности, конкурсные активности — все это требует удобных в использовании и доступных финансовых инструментов. Простота и функциональность становятся ключевыми требованиями к таким решениям, поэтому платежные интерфейсы становятся все более совершенными, а платежи стремятся к бесшовности.

Здесь нельзя не упомянуть омниканальную персонализацию: современный пользователь хочет иметь возможность совершать покупки с разных устройств, не вводя каждый раз данные заново. Так, сделав заказ на сайте, но не оплатив его, мы можем позже завершить операцию с помощью мобильного приложения. Система «опознает» нас, позволяя продолжить оформление с того момента, на котором мы остановились.

Еще одна важная тенденция в розничном ритейле связана с постепенным отказом от пластиковых карт: как несколько лет назад пластик занял место бумажных денег, так сейчас он сменяется бесконтактными платежами (Samsung Pay, Apple Pay) и при помощи платежных QR-кодов. Смартфоны все настойчивее претендуют на роль универсального инструмента, который может использоваться в любых сферах жизни — в том числе как платежный девайс.

От 5G до блокчейна: новые технологии

За последние десять лет финансовый рынок серьезно эволюционировал с технологической точки зрения. Здесь сформировался свой пул инструментов, которые будут определять его развитие в ближайшие годы. В первую очередь сюда относится, конечно, искусственный интеллект (ИИ) и смежные технологии — большие данные и их анализ, нейротехнологии, машинное обучение: все это лежит в основе любых автоматизированных систем, омниканальных и многих других решений. Именно эти технологии в будущем начнут определять все развитие рынка.

Но важно понимать, что развитие любой технологии — процесс небыстрый, и для ее выхода на масс-маркет нужны большие временные и финансовые затраты. Жизненные циклы различных технологий и периоды, которые требуются для полноценного их внедрения на рынок, наглядно демонстрирует Gartner Hype cycle.

Новым этапом в совершенствовании быстродействия в финансовой сфере (как, впрочем, и во многих других) станет появление 5G. По сравнению с 4G, сети нового поколения отличаются существенно более высокой скоростью, минимальной задержкой при передаче сигнала и возможностью подключения большего количества устройств в одно время. Пока что 5G локально работает в США, Швейцарии, Китае и Южной Корее, а отечественные мобильные операторы развивают такие проекты пока лишь в рамках пилотных зон. Но, по прогнозам GSMA, в 2020 году в России ожидается полноценный запуск 5G-сетей, а через пять лет уровень их проникновения достигнет почти 20%.

Как следствие, более скоростные каналы связи будут драйвить развитие технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), которая может оказаться крайне востребованной, особенно в совокупности с интегрированными бесшовными платежными решениями.

Среди других значимых тенденций важно отметить облачные технологические решения, которые могут занять одну из центральных ролей в цифровизации как бизнеса, так и государства. Ожидается, что объем рынка облачных технологий в России в 2022 году достигнет 155 млрд рублей — это почти в три раза больше, чем в 2017-м, — а к 2020 году превысит 103 млрд рублей. Благодаря развитию облачных технологий процесс диджитализации может увеличить темпы своего развития и стать намного дешевле.

Отдельно стоит отметить технологию распределенных реестров — блокчейн. Благодаря децентрализованной структуре и криптографическим алгоритмам блокчейн в перспективе способен обеспечить большую надежность и скорость транзакций, чем традиционные инструменты. Но на сегодняшний момент проекты на его основе сложно воплотить в реальность: остается слишком много чувствительных зон, таких как скорость, приватность, безопасность и простота масштабируемости — поэтому распределенные реестры пока еще проигрывают классическим решениям. И тут встает вопрос: нужно ли заново изобретать велосипед и стоит ли оно того? Однозначного ответа на него пока, к сожалению, нет.

Вызовы будущего

Сейчас каждая компания стремится всевозможными способами повысить лояльность своих клиентов и выстроить с ними долгосрочное сотрудничество. В частности, для этого бренды предлагают клиентам более удобные и совершенные платежные инструменты. Интеграция таких решений (например, электронного кошелька) непосредственно в контур сервиса уже становится нормой — начиная от закрытых вариантов, таких как у сети кофеен Starbucks, и заканчивая амбициозными проектами по созданию собственной валюты, например: стейблкоин Libra компании Facebook. Однако последнее может нести существенные риски для государственных экономических систем в целом и банковских в частности, поскольку фактической эмиссионной функцией будут наделены и подобные технологические компании. Сложившаяся ситуация в мире с функционированием криптовалют, стейблкоинов и иных производных станет основным вызовом для всех регуляторов в 2020 году.

Наконец, нужно сказать про тенденции в области кибербезопасности. Сейчас это одно из самых важных направлений работы бизнеса: с развитием цифровых решений более сложными становятся и инструменты мошенников, поэтому одной из ключевых задач компаний является защита данных. В этой области активно появляются новые тренды, в частности биометрия, бессерверные технологии, многофакторная аутентификация и ИИ с алгоритмами противодействия мошенничеству. Так, в этом году мы провели масштабный апгрейд наших систем хранения и обработки данных, который позволил нам существенно повысить безопасность пользовательских данных и скорость проведения транзакций.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья