В России растет популярность финтех-решений — согласно исследованию компании EY, наша страна уже вошла в тройку крупнейших рынков мира по частоте использования инновационных услуг в финансовой сфере, уступая лишь Китаю и Индии. Драйверами рынка остаются онлайн-платежи, небанковские переводы и оплата с помощью смартфона — и все это те вызовы, с которыми уже не первый год, как и во всем мире, сталкивается российская банковская система. Каким будет ее будущее и устоят ли банки перед финтех-цунами? На эти вопросы попытались ответить участники II международной конференции «Куда идет Финтех в России?», традиционно организованной Финансовым университетом при Правительстве РФ.
Ключевым событием конференции стала презентация тезисов доклада «Направления развития ФИНТЕХ-инноваций в России: экспертное мнение Финуниверситета», представленного доктором экономических наук, профессором Департамента финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве РФ Мариной Абрамовой. Как пояснила Марина Абрамова, в рамках доклада предпринята попытка не только обобщить практику из области финтеха в России, но еще и рассмотреть новую отрасль с точки зрения теории, а также перспектив адаптации к экономическому и правовому полю. В итоге не только удалось рассмотреть институциональную структуру финтеха, но и была предпринята попытка определить место нового сектора в цифровой экономике страны.
Отдельно авторы доклада остановились на таких аспектах, как перспективы развития финтеха в российской платежной индустрии, в кредитовании и финансировании, сущность и роль для традиционного финансового рынка такого инструмента, как криптовалюты, на будущем новых инвестиционных механизмов (в том числе ICO) и проблеме их регулирования и, конечно же, на угрозах и рисках, которые привносят в традиционную экономику инновации. Именно эти векторы исследования в результате и задали основные направления развернувшейся на конференции дискуссии, участники которой пытались ответить на вопрос: куда все-таки идет финтех в России?
Трансформируйся или умри
Одним из магистральных векторов наступления финтеха остается, конечно же, банковский сектор экономики, будущее которого как раз и оказалось в центре внимания на конференции. Ответ пытались найти на довольно непростой вопрос: займут ли финтех-сервисы место банков? Настало ли для банков время серьезно перестраиваться? Безусловно, да, традиционным банкам придется менять подход к ведению бизнеса, и это объективная реальность, полагает Директор проектов по цифровой трансформации Департамента информационных технологий ВТБ Михаил Петров.
«Банковские сервисы уже интегрируются с ритейлом, индустрией путешествий и услуг, потребители получают сервис или услугу в мобильном телефоне, которые затем оплачивает банк. Сам он становится лишь звеном в этой цепочке», — говорит Михаил Петров.
«Сейчас перед банком стоит инновационный вызов, нужен системный подход к управлению инновациями, внешняя среда диктует такие условия, надо идти в ногу со временем», — согласен советник заместителя председателя правления «РоссельхозБанка» Алексей Белашов.
Вместе с тем, отмечает Марина Абрамова, говорить о том, что финтех-сервисы смогут вытеснить банки с рынка, было бы слишком рано. Финтех — это скорее вызов традиционным банкам, а не попытка занять их место в экономике. Правда, вызов для каждого свой: новая технологическая реальность на банках скажется по-разному, и многое будет зависеть от величины финучреждения и его позиций на рынке, полагает доктор экономических наук, профессор, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов» Артем Генкин.
Коалиция с технологическими стартапами скорее нужна мелким и средним банкам, полагает он, для последних это окно возможностей и шанс на выживание в условиях конкуренции с крупными игроками.
«Крупные банки сами могут предоставлять высокотехнологические сервисы клиентам, а с независимыми финтех-стартапами им не нужно сотрудничать, банкиры их могут просто покупать», — говорит Артем Генкин.
Новые роли
Конкуренция финтех-решений с банками стала абсолютно закономерной. Ведь сами по себе финансовые технологии развиваются в качестве своеобразного ответа на положение дел в глобальной банковской системе, уточнил вице-президент Ассоциации российских банков Олег Прексин. Традиционные институты в какой-то момент попросту стали неспособны выполнять изначальный функционал, к примеру, так случилось с кредитованием: в то время как на банковские кредиты все в меньшей степени мог рассчитывать малый и средний бизнес, работать с этой клиентурой стал финтех.
Однако ничего уникального в этом нет, ведь банковская сфера попросту испытывает все те же вызовы, с которыми сталкиваются и другие отрасли экономики в рамках цифровизации. Одной из главных трансформационных драйверов, полагает научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета Борис Славин, в случае с финансово-банковским сектором станет искусственный интеллект. При этом весь функционал, в котором не будет задействована интеллектуальная составляющая человека, заменят роботизированные системы, платформы и агрегаторы, именно такие сервисы станут мейнстримом.
«Множество услуг будет оказываться на основе технологии искусственного интеллекта, для платежей и переводов не требуются человеческие ресурсы, только программисты», — говорит Борис Славин.
В конечном итоге банки как минимум поменяют формат взаимоотношений с клиентами, трансформировавшись в своеобразных советчиков или подсказчиков в рамках получения финансовых услуг, например, при одобрении кредитов.
«Именно такая услуга будет востребована со стороны банков, скорее, это будет консалтинг», — полагает Борис Славин.
Инвестиционное поведение
Будущее традиционных финансовых институтов обсудили и в связи с развитием на рынке новых инвестиционных механизмов, прежде всего ICO, которые зачастую могут выглядеть для инвесторов более привлекательными и остаются важным элементом финтеха.
В целом перспективы развития нового инструмента получили пусть и осторожную, но скорее положительную оценку.
«Большое значение будет иметь финансовая грамотность населения, важно, чтобы люди не потеряли последние деньги. Но это и возможность развития не сберегательного, а инвестиционного поведения населения», — говорит Марина Абрамова.
Хотя данный способ инвестирования (а также привлечения инвестиций) и продолжит развиваться, согласен Артем Генкин, однако вряд ли он станет судьбоносным для финансового рынка. Принципиальным скорее станет вопрос регулирования новых процедур, к которым не должно быть доступа инвесторам без соответствующей квалификации.
«Да, это инновационный инструмент, но в то же время он еще и высокорисковый, и подойдет скорее квалифицированным инвесторам, — уточнил Артем Генкин. — Им не должны пользоваться те, кто рискует сильно ухудшить финансовое положение свое или своей семьи, это должно быть четче акцентировано».
И конечно же, заключил спикер, инвесторам пора привыкать к мысли, что антиотмывочные процедуры, в том числе KYC, придут и на этот рынок, а идентификация участников станет обязательным явлением.
В целом же разработка регуляторики для нового рынка остается одной из самых актуальных задач для российской экономики, от решения которой в том числе зависит градус инвестиционного климата в стране.
«Цифровая экономика — не лозунг, это всерьез и надолго, это наше кредо на ближайшее десятилетие и шанс России занять достойное место в мировой конкурентной борьбе. Но не только мы воспринимаем финтех как некую дорогу в будущее, и не только мы думаем над тем, как сделать инвестиционный климат благоприятным», — резюмировал Артем Генкин.
Автор: Ольга Блинова