ENG
Перейти в Дзен
Финансы

Платежным посредникам напишут профстандарты

Рынок платежных посредников нуждается в дополнительном регулировании. С такой идеей выступают не только чиновники, но и представители компаний, работающих в этом сегменте. На заседании Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ все участники пришли к единодушному выводу: отрасли необходимы профессиональные стандарты.

Художник: Юрий Аратовский

Сейчас деятельность по приему платежей с помощью платежных посредников в России регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ, в котором прописаны общие правила работы на этом рынке. Однако, как утверждают эксперты, этого норматива уже недостаточно.

— Платежная отрасль является базовой для всех финансовых рынков. Что бы мы ни реализовывали, всё замыкается на осуществление расчетов. Поэтому то, что происходит в области платежей, самым непосредственным образом оказывает влияние на все остальные сферы. Это касается скорости проведения расчетов, безопасности, внедрения новых технологий и, возможно, даже криптовалют, — заявил Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые Инновации», выступая на заседании в ТПП.

Под платежными посредниками, помимо платежных и банковских агентов, подразумеваются также и агрегаторы платежных услуг — те субъекты, которые обеспечивают взаимодействие между потребителями и получателями денежных средств. Кроме того, сейчас к их числу можно причислить краудфандинговые платформы — новое перспективное направление, предполагающее прямое взаимодействие вкладчиков и заемщиков и кардинально меняющее традиционную модель кредитования.

«Согласно закону о платежных агентах, должен быть создан орган, который осуществляет надзор в этой сфере. Но такой структуры у нас до сих пор не появилось, поэтому отрасль находится в полуправовом вакууме», — поясняет Прохоров.

По его словам, число проблем в сфере платежного посредничества постоянно растет. Главным риском для потребителей является непрозрачность деятельности посредников, в том числе в вопросах тарифной политики.

«Когда человек оплачивает на сайте услугу, скорее всего, он не читает размещенного там договора и не видит всю цепочку, по которой проходят деньги. А это — очень серьезная проблема, потому что обрыв любого из звеньев может привести к тому, что деньги никуда не дойдут и услуга получена не будет», — считает эксперт.

Сюда же относятся и высокие риски для потребителей в случае банкротства кого-либо из участников этой схемы. Если хотя бы одна из структур потеряет свою финансовую устойчивость, средства, переводимые с ее участием, до получателя не дойдут.

Другой важной проблемой отрасли является участие платежных посредников в сомнительных и мошеннических операциях.

«Все мы понимаем: где нет четких правил, могут самым пышным цветом расцветать возможности для реализации разнообразных схем, в том числе проблемных или мошеннических», — рассказывает Роман Прохоров.

Для платежных агрегаторов актуальной проблемой является неправомерное осуществление расчетов с получателями денежных средств по операциям с платежными картами и электронными денежными средствами. А платежные агенты, в том числе банковские,  могут, например, не зачислить на специальный банковский счет наличные средства, полученные от плательщиков.

Как уверяют эксперты, пока объем рынка платежных посредников не настолько значителен, чтобы радикально менять законодательство, однако существенный рост этого сегмента на фоне отсутствия детального регулирования способен заметно усугубить наметившиеся проблемы. Именно поэтому наиболее целесообразным представляется применение принципов саморегулирования. Для этого члены ТПП предлагают ввести отдельный профессиональный стандарт и провести оценку всех игроков рынка на предмет соответствия ему.

Критерии оценки профучастника должны включать в себя анализ технологий, которые используются платежным посредником, оценку исполнения им нормативов по предотвращению отмывания денежных средств и финансированию террористических структур, контроль рисков: правового и кредитного риска, риска потери ликвидности или деловой репутации. Также предлагается принять стандарт информационной безопасности, соответствующий рекомендациям Банка России, и обозначить план действий в чрезвычайных ситуациях, способных повлиять на непрерывность деятельности этих структур.

Отдельной строкой прописана необходимость внедрения общего стандарта работы с обращениями клиентов для повышения качества предоставляемых услуг, а также кодекса деловой этики для предупреждения конфликта интересов.

На итоговую оценку могут повлиять и дополнительные аспекты. В частности, положительным моментом станет добровольное регулярное прохождение аудита компанией, которая является платежным посредником, а также размер собственных средств, имеющихся на ее счетах. Одновременно эксперты предлагают вести постоянный мониторинг возможных рисков.

Компании, которые захотят присоединиться к процессу оценки и успешно пройдут всю эту проверку, будут отмечены профессиональным знаком качества, который должен стать для рынка своеобразным маркером, указывающим на добросовестность и хорошую деловую репутацию. Дизайн этого знака еще не создан, в настоящее время ведется его разработка.

Все это, по мнению представителей ТПП, позволит повысить прозрачность деятельности игроков данного рынка, причем не только для регулирующих органов, но и для потребителей. Кроме того, для многих структур наличие профессионального одобрения может стать важным и с точки зрения привлечения инвестиций.

Однако, как отметил Владимир Гамза, глава Комитета ТПП по финансовым рынкам и кредитным организациям, при внедрении любых дополнительных регулирующих норм всегда есть риск «перегнуть палку» в сторону патернализма государства.

«Мы хотим защитить всех и вся от мошенников, и в итоге ставим бизнес в позицию презумпции виновности и запрещаем всё. Мне кажется, надо соблюдать разумный баланс».

По его словам, регулирование не должно мешать работе бизнеса и конкурентоспособности рынка. И при принятии окончательного решения о введении любых новых ограничений стоит помнить о том, что разумные и дееспособные потребители тоже должны быть достаточно финансово грамотными, чтобы не стать жертвами мошеннических схем.

Автор: Юлия Земцова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья