Тренды на интерактивность образования, избавление от назидательности, развитие сильных сторон подразумевают, что направлять ребенка в обучении должны уже не только школа и родители, но и специалисты, которые знают, как сделать дополнительное образование полезным и увлекательным.
Почему рынку нужны маркетплейсы
Детский образовательный маркетплейс — это некий безопасный интернет, точка входа, где ребенок может найти ответы на любые вопросы и заниматься тем, что его увлекает. Важно учитывать, что образовательные проекты для детей всегда вынуждены совмещать две аудитории: детей и родителей. И в данном случае их интересы сходятся: маленьким пользователям нужен вовлекающий контент, а у родителей есть запрос на безопасный интернет: они хотят, чтобы площадка гарантировала, что ее контент проверенный и не уведет ребенка в открытый интернет.
Еще в 2015-м появился YouTube Kids, где ограничена реклама и контент проверяется. Такое пытался реализовать и Instagram, но в итоге решил, что среди его аудитории слишком мало детей.
Адаптировать контент под детей стремятся многие сервисы. Например, у «ЛитРес» есть подборки книг для детей, а онлайн-кинотеатры, включая Ivi и Netflix, позволяют создавать детский профиль. В ноябре Netflix объявил, что тестирует новый фид Kids Clips в своем iOS-приложении: там будут собраны короткие видео с отрывками из доступных на площадке мультфильмов и сериалов. Популярную игровую платформу Roblox, на которой дети создают игры для других детей, можно рассматривать как маркетплейс по программированию.
Еще существуют бесплатные площадки с логическими играми, но, как правило, там не очень качественный контент. Образовательных инициатив в формате маркетплейса пока очень мало. Мы готовим один из первых подобных сервисов.
Как может быть реализован образовательный маркетплейс
Ни у одного проекта не хватит компетенций и ресурсов, чтобы самостоятельно закрыть все потребности ребенка. Каждый производит контент, в котором является экспертом. Например, edtech-компании занимаются онлайн-образованием. А в мультипликации или музыке у них нет экспертизы, поэтому нужно приглашать людей, которые являются профессионалами в сфере. Если у вас большая образовательная платформа — вы можете предлагать экспертам взаимовыгодное бартерное сотрудничество.
Партнерский контент будет собран на одной площадке — вместе с основными курсами edtech-проекта. Это и есть маркетплейс. При таком подходе образовательная платформа отвечает за интеграцию экспертного контента в свою экосистему и его адаптацию под свой формат. Для пользователей взаимодействие с «родными» материалами проекта и партнерскими должно быть бесшовным.
Самые наглядные форматы — это аудио, видео, книги и интерактивный формат. Пока на нашей платформе дети не могут производить контент, но, возможно, мы начнем делать коллаборации и позволять им записывать обучающие ролики, озвучивать персонажей.
Детям нравятся научно-популярные темы: всё, что связано с физикой, космосом, историей. Еще они любят изучать, как устроены вулканы — для них в этом есть что-то мистическое. Высокая посещаемость у тем с кликбейтными заголовками, например «Бермудский треугольник», «Самая древняя цивилизация» или «Баттл между белой акулой и касаткой». Бывают вспышки интереса к определенным темам. Год назад стало очень популярным наше обучающее путешествие про бактерии и вирусы, а в этом году, казалось бы, беспричинно — про зубы.
Как маркетплейс связан с современными трендами в онлайн-образовании
Самый общий тренд можно сформулировать как переход от жесткого назидательного образования к мягкому интерактивному. Зачастую это подразумевает интерактивное взаимодействие с контентом, которое ребенок воспринимает как игру. Дети вообще потребляют контент хаотично; важно подавать информацию таким образом, чтобы поддерживать у них интерес. Это иногда непонятно родителям, но мы на своей практике видим результат: дети возвращаются, проходят «данетки» — аналоги тестов, их увлекает прохождение нескольких тем, что позволяет получить более всеобъемлющий взгляд на проблему. Задача образовательного проекта при этом — следить, чтобы, при кажущейся хаотичности, для ребенка сохранялась логика и стройность повествования.
Следующий тренд заключается в том, что образование становится более специализированным: уже нет задачи дать ребенку какой-то средний уровень по всем предметам — важно развить то, к чему у него есть склонность.
Тренды по смягчению и узкоспециализированности образования применяются во многих сегодняшних подходах к обучению, например в школе Монтессори и Reggio Emilia. В общеобразовательных школах тоже внедряют разделение на классы по склонностям: математический, гуманитарный, биологический. А в «Московской технологической школе ОРТ» применяют другой интересный подход: в параллели учатся три класса, но уроки делятся не по классам, а по успеваемости. Во всех классах есть четыре группы: сильные, средние, слабые и самые отстающие. Например, русский язык преподают только одной группе — сильным. Таким образом, ребенок занимается русским в одном кругу, математикой — в другом, и так далее. Поэтому коммуникация между учениками построена совершенно не так, как в обычной школе. Дети общаются не только в привычной среде — своем классе, но и с теми, у кого совершенно другие интересы и способности.
Тут мы переходим к еще одному тренду — развитию soft skills. Основные четыре, которые выделяют в «Системе 4K», — это критическое мышление, креативность, коммуникация и координация. Эти качества должен развивать через свои курсы каждый edtech-проект для детей. Критическое мышление нужно, чтобы человек научился ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи и делать выводы. Чтобы развивать креативность, мы работаем с самыми классными иллюстраторами. Один из наших сотрудников рисовал иллюстрации для Facebook и дудлы Google. Наши картинки иногда непонятны родителям, но интересны детям. Всё это нужно, чтобы формировать эстетическое восприятие. Коммуникации сейчас мало где учат, а между тем очень важно, чтобы дети умели вести диалог. Например, Чевостик не перебивает дядю Кузю, он задает вопросы по существу, в них есть логика. Это один из примеров того, как мы преподносим навыки общения. Под координацией в «Системе 4К» подразумевают сотрудничество. Оно тесно связано с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере: это умение определить цель и способы ее достижения, распределить роли и оценить результат.
И еще один важный аспект, который мы сейчас наблюдаем, — развитие сильных сторон. Родители часто видят ребенка каким-то определенным образом. И зачастую — необъективно, через свою призму. Поэтому выявление склонностей — задача для специалистов, а не для семьи. У нас в личном кабинете родители могут посмотреть занятия, которые нравятся ребенку, и тесты, которые он проходит, чтобы сравнить свои представления о его интересах с реальной картиной. Ту же функцию может выполнять история просмотров на маркетплейсе, который ребенок исследует сам: например, родители будут видеть, что он проводит в креативных темах больше времени, чем в естественнонаучных.
Пример интеграции родителей в процесс обучения — маркетплейс детского онлайн-образования Outschool, где родители и преподаватели могут создавать свои курсы и зарабатывать на них. Основанный в 2015 году, этот стартап-единорог с российскими корнями сейчас предлагает более 140 тысяч виртуальных занятий в небольших группах. В последнем раунде он привлек $110 миллионов и сейчас оценивается в $3 миллиарда.
Хотя адаптацией контента под детей уже занимаются многие сервисы по всему миру, формат детских образовательных маркетплейсов только зарождается. Edtech — насыщенный рынок, переживающий в связи с пандемией один буст за другим. Поэтому многие проекты выиграют, придя в пока еще пустую нишу маркетплейсов и предложив полезные решения для детей и родителей.