ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Стартапы

Как работает детский образовательный маркетплейс

Дмитрий Томисонец

Дмитрий Томисонец

Руководитель образовательной платформы «Чевостик»

Тренды на интерактивность образования, избавление от назидательности, развитие сильных сторон подразумевают, что направлять ребенка в обучении должны уже не только школа и родители, но и специалисты, которые знают, как сделать дополнительное образование полезным и увлекательным. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Почему рынку нужны маркетплейсы

Детский образовательный маркетплейс — это некий безопасный интернет, точка входа, где ребенок может найти ответы на любые вопросы и заниматься тем, что его увлекает. Важно учитывать, что образовательные проекты для детей всегда вынуждены совмещать две аудитории: детей и родителей. И в данном случае их интересы сходятся: маленьким пользователям нужен вовлекающий контент, а у родителей есть запрос на безопасный интернет: они хотят, чтобы площадка гарантировала, что ее контент проверенный и не уведет ребенка в открытый интернет.

Еще в 2015-м появился YouTube Kids, где ограничена реклама и контент проверяется. Такое пытался реализовать и Instagram, но в итоге решил, что среди его аудитории слишком мало детей.

Адаптировать контент под детей стремятся многие сервисы. Например, у «ЛитРес» есть подборки книг для детей, а онлайн-кинотеатры, включая Ivi и Netflix, позволяют создавать детский профиль. В ноябре Netflix объявил, что тестирует новый фид Kids Clips в своем iOS-приложении: там будут собраны короткие видео с отрывками из доступных на площадке мультфильмов и сериалов. Популярную игровую платформу Roblox, на которой дети создают игры для других детей, можно рассматривать как маркетплейс по программированию.

Еще существуют бесплатные площадки с логическими играми, но, как правило, там не очень качественный контент. Образовательных инициатив в формате маркетплейса пока очень мало. Мы готовим один из первых подобных сервисов.

Как может быть реализован образовательный маркетплейс

Ни у одного проекта не хватит компетенций и ресурсов, чтобы самостоятельно закрыть все потребности ребенка. Каждый производит контент, в котором является экспертом. Например, edtech-компании занимаются онлайн-образованием. А в мультипликации или музыке у них нет экспертизы, поэтому нужно приглашать людей, которые являются профессионалами в сфере. Если у вас большая образовательная платформа — вы можете предлагать экспертам взаимовыгодное бартерное сотрудничество.

Партнерский контент будет собран на одной площадке — вместе с основными курсами edtech-проекта. Это и есть маркетплейс. При таком подходе образовательная платформа отвечает за интеграцию экспертного контента в свою экосистему и его адаптацию под свой формат. Для пользователей взаимодействие с «родными» материалами проекта и партнерскими должно быть бесшовным.

Самые наглядные форматы — это аудио, видео, книги и интерактивный формат. Пока на нашей платформе дети не могут производить контент, но, возможно, мы начнем делать коллаборации и позволять им записывать обучающие ролики, озвучивать персонажей.

Детям нравятся научно-популярные темы: всё, что связано с физикой, космосом, историей. Еще они любят изучать, как устроены вулканы — для них в этом есть что-то мистическое. Высокая посещаемость у тем с кликбейтными заголовками, например «Бермудский треугольник», «Самая древняя цивилизация» или «Баттл между белой акулой и касаткой». Бывают вспышки интереса к определенным темам. Год назад стало очень популярным наше обучающее путешествие про бактерии и вирусы, а в этом году, казалось бы, беспричинно — про зубы.

Как маркетплейс связан с современными трендами в онлайн-образовании

Самый общий тренд можно сформулировать как переход от жесткого назидательного образования к мягкому интерактивному. Зачастую это подразумевает интерактивное взаимодействие с контентом, которое ребенок воспринимает как игру. Дети вообще потребляют контент хаотично; важно подавать информацию таким образом, чтобы поддерживать у них интерес. Это иногда непонятно родителям, но мы на своей практике видим результат: дети возвращаются, проходят «данетки» — аналоги тестов, их увлекает прохождение нескольких тем, что позволяет получить более всеобъемлющий взгляд на проблему. Задача образовательного проекта при этом — следить, чтобы, при кажущейся хаотичности, для ребенка сохранялась логика и стройность повествования.

Следующий тренд заключается в том, что образование становится более специализированным: уже нет задачи дать ребенку какой-то средний уровень по всем предметам — важно развить то, к чему у него есть склонность.

Тренды по смягчению и узкоспециализированности образования применяются во многих сегодняшних подходах к обучению, например в школе Монтессори и Reggio Emilia. В общеобразовательных школах тоже внедряют разделение на классы по склонностям: математический, гуманитарный, биологический. А в «Московской технологической школе ОРТ» применяют другой интересный подход: в параллели учатся три класса, но уроки делятся не по классам, а по успеваемости. Во всех классах есть четыре группы: сильные, средние, слабые и самые отстающие. Например, русский язык преподают только одной группе — сильным. Таким образом, ребенок занимается русским в одном кругу, математикой — в другом, и так далее. Поэтому коммуникация между учениками построена совершенно не так, как в обычной школе. Дети общаются не только в привычной среде — своем классе, но и с теми, у кого совершенно другие интересы и способности.

Тут мы переходим к еще одному тренду — развитию soft skills. Основные четыре, которые выделяют в «Системе 4K», — это критическое мышление, креативность, коммуникация и координация. Эти качества должен развивать через свои курсы каждый edtech-проект для детей. Критическое мышление нужно, чтобы человек научился ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи и делать выводы. Чтобы развивать креативность, мы работаем с самыми классными иллюстраторами. Один из наших сотрудников рисовал иллюстрации для Facebook и дудлы Google. Наши картинки иногда непонятны родителям, но интересны детям. Всё это нужно, чтобы формировать эстетическое восприятие. Коммуникации сейчас мало где учат, а между тем очень важно, чтобы дети умели вести диалог. Например, Чевостик не перебивает дядю Кузю, он задает вопросы по существу, в них есть логика. Это один из примеров того, как мы преподносим навыки общения. Под координацией в «Системе 4К» подразумевают сотрудничество. Оно тесно связано с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере: это умение определить цель и способы ее достижения, распределить роли и оценить результат.

И еще один важный аспект, который мы сейчас наблюдаем, — развитие сильных сторон. Родители часто видят ребенка каким-то определенным образом. И зачастую — необъективно, через свою призму. Поэтому выявление склонностей — задача для специалистов, а не для семьи. У нас в личном кабинете родители могут посмотреть занятия, которые нравятся ребенку, и тесты, которые он проходит, чтобы сравнить свои представления о его интересах с реальной картиной. Ту же функцию может выполнять история просмотров на маркетплейсе, который ребенок исследует сам: например, родители будут видеть, что он проводит в креативных темах больше времени, чем в естественнонаучных.

Пример интеграции родителей в процесс обучения — маркетплейс детского онлайн-образования Outschool, где родители и преподаватели могут создавать свои курсы и зарабатывать на них. Основанный в 2015 году, этот стартап-единорог с российскими корнями сейчас предлагает более 140 тысяч виртуальных занятий в небольших группах. В последнем раунде он привлек $110 миллионов и сейчас оценивается в $3 миллиарда.

Хотя адаптацией контента под детей уже занимаются многие сервисы по всему миру, формат детских образовательных маркетплейсов только зарождается. Edtech — насыщенный рынок, переживающий в связи с пандемией один буст за другим. Поэтому многие проекты выиграют, придя в пока еще пустую нишу маркетплейсов и предложив полезные решения для детей и родителей.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья