ENG
Добавить в избранное
Инвестиции, Стартапы

Как стартапы готовятся к выходу на IPO

В прошлом году мы наблюдали бум стартапов на бирже, который продолжается и сейчас. В США, по данным PitchBook и Национальной ассоциации венчурного капитала, инвесторы вложили в стартапы в 2020 году $156,2 млрд. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Тренд на IPO в первую очередь связан с тем, что на определенном этапе развития у компании возникает необходимость масштабирования, часто это возможно только при выходе на публичный рынок. Привлеченный таким образом капитал компании используется для развития бизнеса: выхода на другие рынки, создания новых продуктов, доработку технологий, расширения команды профессионалов и так далее.

Несмотря на перспективы, которые открывает публичное размещение акций, стоит учитывать, что выход на биржу — это трудоемкий процесс, требующий достаточно большого количества времени, финансирования и соответствующей подготовки.

Оценка готовности стартапа и возможных рисков

При выходе на биржу в первую очередь важна своевременность, потому что публичное размещение подходит не всем. Для компаний со стабильным доходом IPO — возможность для развития, а маленький бизнес процедура, наоборот, может разорить, так как требует больших инвестиций: более $1 млн на регистрацию, юридические услуги и гонорары консультантам.

Кроме денежных средств, компании, чтобы стать публичной, желательно иметь востребованный продукт/услугу, чистую бизнес-историю и репутацию, долгосрочную привлекательную для инвесторов стратегию, а также хорошую отчетность. Эти факторы влияют на ее оценку: например, чтобы разместить акции на Нью-Йоркской бирже, компания должна стоить не менее $50 млн. Есть, конечно, исключительные случаи, когда компания еще не наладила производство, но успешно вышла на биржу, как сделал автомобильный стартап Rivian, который вошел в пятерку лидеров по объему привлеченных средств на биржах США — капитализация Rivian Automotive превысила $100 млрд после выхода на IPO, а стоимость акций уже через месяц выросла на 22%.

На этапе подготовки к IPO специалисты прорабатывают различные сценарии, как позитивный, при котором цена акций будет расти, так и негативный, поскольку даже у крупных компаний были провальные IPO: так, например, капитализация Uber упала на $14 млрд на второй день торгов на бирже. В данном случае причиной неудачного выхода на IPO стало ухудшение геополитической ситуации и конфликт США и Китая. А стоимость акций российской компании «Совкомфлота», например, до сих пор не восстановилась до уровня стартовой цены в 105 рублей из-за завышенных ожиданий при выходе на IPO и отсутствия значимых драйверов роста.

Неудачный листинг компании может быть по ряду причин; не всегда это связано с проблемами внутри бизнеса или плохой подготовкой, но всегда это большой удар по репутации компании.

Поиск команды консультантов

Для того чтобы стартап смог успешно выйти на этап pre-IPO, компании привлекают листинговых агентов, которые занимаются организацией сделки. Консультант помогает проанализировать, готова ли компания к выходу на рынок, при этом он оценивает юридические и экономические факторы, в том числе определяет цену размещения, которая может быть как определена заранее, так и меняться в процессе сбора заявок. Так, в 2014 году китайская компания Alibaba первоначально установила цену $60–66, но после сбора заявок от инвесторов ценовой диапазон увеличился до $66–68. В итоге торги начались с $66.

Стартапы также привлекают специалистов для составления документации о размещении акций, чтобы избежать ошибок; чаще всего на западном рынке этими агентами выступают крупные инвестиционные банки, такие как Goldman Sachs, Morgan Stanley и другие. Без наличия профессионалов невозможно успешное IPO: они помогают учесть требования биржи, также на банках лежит ответственность за оценку капитализации компании, определение суммы средств, которую компания планирует привлечь после размещения, подготовку всей финансовой отчетности и других документов.

Часто компании работают сразу с несколькими консультантами. Так, например, OZON перед публичным размещением акций сотрудничали сразу с 7 андеррайтерами: Goldman Sachs, VTB Capital, Ren Cap, UBS Investment Bank, Morgan Stanley, Citigroup и Sber CIB.

Выбор биржи

Важным становится решение, на какую из бирж выходит стартап. Безусловно, рынки США и Европы во многом более перспективны, российский рынок — на порядок меньше по объему. С начала 2020 года по июль 2021 года на Московской бирже было проведено 5 первичных размещений; для сравнения: в Китае на рынок вышла 561 компания за прошлый год, а на фондовом рынке США было проведено 480 IPO. В связи с этим российские крупные компании, а также стартапы часто выбирают зарубежные площадки: так сделали, например, банк Tinkoff и Mail.Ru Group — обе компании провели IPO на Лондонской бирже (рыночная капитализация биржи составляет $2,9 трлн).

Среди самых крупных площадок — также ​​Нью-Йоркская фондовая биржа (рыночная капитализация достигает $25,5 трлн), американская NASDAQ (капитализация — $11,2 трлн), далее следует Японская биржевая группа ($5,1 трлн). Нередко биржи конкурируют за размещение крупных и перспективных стартапов, так как успешный листинг повышает объем торгов и ликвидность биржи.

Анализ трендов и ситуации на рынке 

На успешный выход компании на биржу влияет также удачно выбранное время, когда на рынке нет сильных волнений. Последнее время некоторые компании откладывают выход на IPO по причине волатильности рынка — из-за нестабильной ситуации весной этого года отложил листинг производитель золота GV Gold («Высочайший»), по той же причине решила перестраховаться и отменить выход на биржу в последний день перед торгами компания Mercury Retail Group, которой принадлежат «Бристоль» и «Красное & Белое».

Помимо общей ситуации на рынке, компании также тщательно анализируют опыт конкурентов: иногда чей-то неудачный выход на IPO может стать причиной отсутствия интереса инвесторов к компании, а также анализируют тренды. По версии Forbes, самые перспективные стартапы сейчас развиваются в сфере медицины, онлайн-образования, IT-технологий. Также растет рынок Mental Health Tech — в первой половине этого года инвестиции в стартапы в области ментального здоровья превысили $2 млрд.

Формирование благоприятной новостной повестки 

Перед выходом на IPO для привлечения внимания инвесторов необходимо поддерживать положительный новостной фон: выстраивать личный бренд основателей, рассказывать в СМИ о новых разработках, планах с той целью, чтобы инвесторы заинтересовались акциями компании.

Также андеррайтеры часто проводят рекламные кампании (roadshow) для крупных инвесторов. В ходе мероприятий им предоставляется информация о финансовых показателях и перспективах развития бизнеса. Как правило, встречи проходят в крупных мировых финансовых центрах: Лондоне, Нью-Йорке, Франкфурте, Токио, Цюрихе.

Подготовка к размещению на бирже — сложный процесс, потому что на успех IPO влияет много факторов. В среднем компании выходят на публичный рынок через 6–12 месяцев с момента начала подготовки. После проведения IPO работа не прекращается, потому что жизнь компании кардинально меняется: каждое действие теперь находится под пристальным вниманием, финансовые показатели и отчетность становятся открытыми. Все это влияет на цену бумаги, которая — особенно в первое время — нестабильна.

Автор: Сардар С. Сардаров, инвестор, визионер, исследователь

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья