ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Мнение

Как устроен рынок аттракционов в России

Дэниэл Крылов

Дэниэл Крылов

Арт-менеджер компании «Культ-Строй»

Рынок парков развлечений в России составлял два года назад более 200 млрд рублей, по данным компании Arena Space. В  индустрии заняты более 100 тысяч сотрудников, из них 20 000 в открытых парках, 50 000 в закрытых, 20 000 — в квестах и лазертагах, 10 000 — в остальных видах entertainment. В России открыто более 5000 объектов, парки развлечений посещают больше 30 млн человек в год. Москвичи готовы посещать офлайн-развлечения до 12 раз в год и тратить до 5000 рублей на одного человека при условии, что развлечения будут впечатлять.

Парк развлечений. Идеи для импортозамещения. Художник: Юрий Аратовский

По характеру развития и особенностям географии аттракционы в России можно поделить на три разных участка. Первый участок — это аттракционы в парках и на территориях, которые находятся в курортной зоне на Черном море. Второй участок — это центральные парки в больших городах и региональных центрах. Третий участок — это крытые круглогодичные парки, такие как, например, «Ситипарк» в Воронеже и «Остров мечты» в Москве.

Рынок аттракционов в России готовится к росту после пандемии. В 2020 году многие эксперты сошлись во мнении, что рынок развлечений ждет рецессия на 2 года. Тем не менее в России рост начался еще в 2021 году. А в этом году в связи с изменениями многие россияне не поедут в отпуск, как планировали, и останутся летом дома: это позволит индустрии развлечений вырасти до 50%.

Аттракционы на черноморском побережье будут расти независимо от экономического состояния. Большой поток клиентов помогает участникам рынка на курортах иметь высокие обороты, обновлять аттракционы каждые 5–7 лет. Если до последних событий аттракцион мог стоить 10–13 млн рублей, сейчас он стоит 20–30 млн рублей. Но даже такая цена позволит окупиться: при правильном выборе локации, при правильном менеджменте и продвижении проходимость даже в небольшом городе составить от 700 до 2–3 тыс. человек в день при стоимости билета 250–300 рублей. Такой аттракцион окупится за год-полтора.

Проблемы рынка 

Развитие индустрии развлечений связано с определенными проблемами. Первое: не все владельцы аттракционов в этом году смогут обновить свой парк: технологии и дизайн устаревают, а новые карусели смогут приобрести единицы. Конечно, аттракционы в России не превратятся в столб с верёвкой, как было несколько веков назад, когда на Руси только появились первые карусели на народных гуляниях и праздниках. Ожидается всплеск реконструкции б/у аттракционов, старые машины будут переделывать и перекрашивать, но механика останется та же: лебедей из 90-х переделают в модных мультгероев и будут использовать заново.

Ещё один момент: аттракционы космически выросли в цене. В начале марта предприниматели из Екатеринбурга купили 4 аттракциона-скутера Humster за $40 тыс., заплатив уже по новому курсу. Предпринимателям придётся находить средства на покупку новых аттракционов по новым ценам или же ограничиться тем, что есть.

Из этой же проблемы вырастет тренд на перепродажу аттракционов. Например, аттракцион с машинками «Автодром» год назад стоил $200 тыс., в рублях эта сумма умножилась на 2. Владельцы будут принимать решение — продолжать бизнес и окупаться еще 2–3–4 года или сейчас выгодно продать и заработать в два раза больше сразу. Часть игроков уйдет с рынка, потому что им выгоднее продать, чем продолжать бизнес. Экономика все победит.

Другая проблема — это аренда муниципальных площадей под аттракционы в регионах. Даже если есть инвестор, который хочет выходить на рынок, всегда есть сложности с тем, чтобы договориться с муниципальным парком о длительной аренде. Есть регламент по сдаче площадей в аренду, и часто его соблюдение связано с юридическими проблемами: сохраняется риск одностороннего выхода из контракта. Бизнес рассказывает о подобных ситуациях в Смоленске, Курске и Краснодаре: предприниматели получали предписания судов, чтобы они немедленно разобрали аттракцион или убрали колесо обозрения из парка. Хотя договор составлен правильно и подписан обеими сторонами, город может разорвать контракт в любой момент.

Бизнес стремится иметь связи в руководстве парка, но и это не гарантия. Придет новое руководство, все может измениться, а огромная инвестиция уже сделана. Предприниматель может остаться ни с чем. Понятно, что это не прибавляет оптимизма инвесторам и влияет негативно на рынок.

Факторы развития

Из факторов, которые повлияют на рынок развлечений позитивно, это то, что люди в регионах перестроят планы на отдых и, скорее всего, не поедут на море. Ковидные сезоны показали, что если люди не едут на отдых, то появлялся всплеск посещений в региональных парках, даже в городах, не очень больших по численности. В этом году в России рынок развлечений схлопывается: кинотеатры не будут работать, торговые центры перестанут притягивать покупателей. Потребителям останется самый доступный способ развлечения — парки и аттракционы. Родителям по-прежнему нужно будет куда-то вести детей.

Продолжают набирать популярность активити-парки аттракционного типа, например «Zамания». Кроме того, в 2021 году в России открылось больше 100 веревочных парков, инвестиции в которых составляют от 5 до 20 млн рублей, а окупаемость не очень долгая — всего 1,5–2 года. Тенденция по росту активити-парков сохранится.  Все игроки, которые будут развивать уличные аттракционы, будут иметь колоссальный эффект. По-прежнему большая популярность у уличных батутов, у квестов самых разных параметров.

Еще один большой тренд — открытие аутентичных парков. Арт-парк «Никола-Ленивец», созданный вокруг крохотной деревни в Калужской области, собирает произведения современного искусства и архитектуры. Парк посещают тысячи посетителей, а на праздники брони забиты загодя. Петербургский предприниматель Александр Пружанский вложил 300 млн рублей в свой уникальный парк «Озорные белки», который построен на заброшенном пустыре, с посещаемостью до 10 000 человек в месяц и ежемесячной прибылью 3 млн рублей.

Музеи-аттракционы — устойчивый тренд в отрасли. Начиная с 2015 года ни один перевернутый дом в России не закрылся, а срок окупаемости составляет меньше года даже во время пандемии. Есть и другие факторы, обещающие рост популярности этого вида развлечения. Всесезонный объект можно посещать в любое время года, продажи не останавливаются с приходом осени и зимы. Перевернутые дома имеют тематику, которая привлекает и детей, и взрослых. Раньше в музеях такого типа можно было просто увидеть дом, в котором была «перевёрнута» мебель, сейчас они становятся многофункциональными: в них появились игровые пространства, кофе-пойнты, места для проведения мероприятий.

Российский рынок парков развлечений находится в зачаточном состоянии. Локальные парки с активити-парками будут востребованы все больше и больше и наверняка будут иметь успех. «Кудыкина гора» в Липецке, парк «Лога» в Ростовской области — все частные парки сделаны с душой, интересно, они все стремительным образом развиваются. Владельцы не раскрывают цифры, но по косвенным признакам мы можем догадываться о колоссальной рентабельности, потому что там большая посещаемость и очень хорошие отзывы (а набитые отзывы от настоящих отличить несложно).

Парки в регионах перспективны. Двигатель этого процесса — это экстраординарные люди, предприниматели, которые хотят делать парки на своей родной земле, потому что они приняли решение никуда не уезжать и развивать территорию. Они это делают не только ради денег, но из-за любви.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья