ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Стартапы

Как запустить детскую онлайн-школу

Павел Фролов

Павел Фролов

Основатель международной сети школ робототехники «РОББО Клуб»

Первая половина 2020 года стала переломной для многих отраслей. Пандемия коронавируса заставила пересмотреть подходы к ведению бизнеса, совершению покупок, проведению досуга и получению знаний. Обучать дистанционно пытаются школы и вузы. Этот опыт будет использоваться и в дальнейшем, во время сезонных эпидемий гриппа, о чем уже заявил глава Рособрнадзора. А значит, привычка учиться в удаленном режиме будет закрепляться.

Перспективы — грандиозные 

Рынок онлайн-образования ждет заметный рост. Так, по данным исследования, проведенного «Интерфаксом», темпы роста рынка в России составляют 20–25% в год. Похожие данные содержатся в исследовании, опубликованном университетом онлайн-профессий EdMarket: по итогам 2019 года российский рынок достиг 38,5 млрд рублей, его среднегодовые темпы роста составили 20%. К 2023 году его объем превысит 60 млрд рублей.

Для российского рынка характерно преобладание взрослой аудитории, на которую ориентировано большинство образовательных программ. Между тем в мире структура отрасли несколько иная: большая часть предложений сконцентрирована в области детского образования. В России эта ниша еще мало освоена и очень перспективна. Несмотря на то, что рынок дополнительного детского образования с годовым объемом около 200 млрд рублей сейчас парализован (секции и кружки закрыты), спрос на обучение детей не исчез. Это дает мощный импульс для развития сегмента онлайн-программ, который по итогам 2019 года занимал не более 5% рынка (порядка 10 млрд рублей). Можно ожидать, что сегмент дополнительного детского онлайн-образования в этом году вырастет минимум в 2 раза и сохранит очень хорошую динамику в ближайшее время.

Чему можно учить онлайн?

Количество ресурсов для детского онлайн-обучения увеличивается, причем они предлагают изучение как предметов школьной программы, так и дополнительных, не включенных в стандартное расписание уроков, но развивающих необходимые в современном мире знания и умения.

Конечно, далеко не все дисциплины можно изучать онлайн. Например, очень трудно проводить дистанционно уроки художественно-эстетического цикла — музыка, рисование, танцы. Практически невозможно перевести на «удаленку» спортивные секции. Для онлайн-обучения подходят базовые предметы школьной программы — русский язык и литература, история и естествознание, математика, физика и химия, а также иностранные языки и технические дисциплины (уроки технологии): программирование, 3D-моделирование, схемотехника, микроэлектроника, робототехника. В этих направлениях стоит рассматривать организацию бизнеса.

Что нужно знать, запуская бизнес?

Эффективным сегодня может считаться не то образование, которое просто транслирует информацию от учителя к ученику, а то, которое учит учиться и дает навыки, востребованные в современном мире. Чтобы добиться такой эффективности, при построении системы онлайн-школы важно соблюдать несколько правил.

Синхронное образование. Так называют обучение, максимально приближенное к привычному школьному учебному процессу, когда на уроке присутствуют учитель и ученик. В несинхронном формате лекция записывается заранее, контакта с педагогом обычно нет. Синхронный формат позволяет ученику коммуницировать с учителем, задавать ему уточняющие вопросы, а преподавателю — контролировать степень усвоения материала и при необходимости вносить коррективы в урок. В 90% случаев онлайн-обучение проводится в несинхронном формате, поэтому живое участие учителя в интернет-уроке станет не только залогом эффективности, но конкурентным преимуществом.

Наличие технического специалиста, который необходим не только для того, чтобы трансляция не прерывалась и проходила в хорошем качестве, но и для помощи ученикам, поскольку уровень компьютерной грамотности в большинстве семей довольно низкий. При отсутствии специалиста решением технических проблем придется заниматься учителю, а это негативно скажется на эффективности обучения.

Подготовка компьютеров. Главный фактор, препятствующий развитию онлайн-образования, — отсутствие в семье компьютера. А если он есть, то возникают сложности с его подготовкой к учебе. Решение проблемы — поставлять своим ученикам технику для обучения. Например, организовать продажу или аренду (в зависимости от финансовых возможностей) ноутбуков, а также персональную настройку ПО, установку нужных программ и расширений.

Продуманные правила на онлайн-уроке. Офлайн- и онлайн-обучение — разные форматы; важно разработать кодекс поведения на уроке и учесть особенности дистанта. Например, важны наглядные презентации, которые можно демонстрировать на уроке. Необходимо запланировать разминки и упражнения для глаз. Важно также изначально довести до сведения детей правила поведения на уроке, например: когда можно задавать вопросы или обращаться к специалисту техподдержки, что писать в чат.

Франшизы в сфере детского онлайн-образования

Преимущества бизнеса очевидны: невысокий порог входа, быстрый запуск, низкие затраты (не нужен офис), растущий спрос. Но открыть онлайн-школу — не так просто, как кажется. В чем же сложность?

В первую очередь необходимо разработать образовательную программу. Это трудоемкое и дорогостоящее дело. Например, мы потратили несколько миллионов долларов на создание собственных методик и программ. Второй сложностью может стать поиск и обучение преподавателей. Найти на рынке труда специалистов, которые могут и умеют обучать дистанционно, пока очень сложно. Как правило, приходится их обучать. Если у предпринимателя нет педагогического опыта, обе проблемы снимает покупка франшизы. Как правило, франшиза позволяет пользоваться образовательными методиками и контентом, методической поддержкой. Методисты франчайзера обучают преподавателей своих партнеров.

В сфере детского образования есть сотни франшиз. Но немногие предлагают онлайн-формат обучения или гибридную модель (есть дистанционные курсы наряду с офлайн-школой). Вот несколько франшиз, у которых есть дистант и на которые стоит обратить внимание:

  • GET English — сеть школ английского языка, открытая совместно с разработчиком тестов.
  • ETS Global, специалисты которого проводят независимую оценку знаний учеников школы. Первоначальные инвестиции составляют 200–350 тыс. рублей (в зависимости от города). Размер примерной прибыли зависит от количества групп и учеников в группе.
  • «РОББО Клуб» — онлайн-школа робототехники, программирования и 3D-моделирования. Детей учат создавать роботов, программировать, разрабатывать компьютерные игры и мобильные приложения. Вложения — от 490 тыс. рублей, окупаемость от 2 месяцев, прибыль от 2,4 млн рублей в год.
  • «Поколение Z» — бизнес-школа для подростков, в которой с учениками работают бизнес-тренеры и актеры. Объединяет несколько направлений — школу бизнеса, школу блогера, школу ораторского искусства. Инвестиции — от 200 тыс. рублей, выход на прибыль в среднем через 2 месяца.
  • «КодКласс» — школа программирования для детей и подростков, работающая по методикам, сертифицированным в МГПУ. Максимальные инвестиции составляют 250 тыс. рублей, средняя окупаемость — 2 месяца.
  • «Инжинириум» МГТУ им. Баумана — курсы для детей от 5 лет по различным направлениям инженерного творчества: от робототехники и программирования до 3D-моделирования и биотехнологий. Сумма инвестиций — от 1 млн рублей.
  • ROBBO Academy Future Skills — многофункциональный образовательный центр, включающий восемь направлений: полноценная начальная школа, а также дополнительные занятия по алгоритмике и программированию, математике, робототехнике, 3D-печати, английскому языку, финансовой грамотности и эмоциональному интеллекту. Инвестиции от 3,5 млн рублей, прибыль — от 1 млн рублей в месяц со второго года работы.
  • Международная академия ментальной арифметики, цель которой — общее развитие интеллекта и умственных способностей детей на основе системы устного счета. Работает на рынке образовательных услуг 26 лет. Минимальные вложения — от 150 тыс. рублей, окупаемость в среднем от 3 месяцев, прибыль — от 250 тыс. в месяц.
  • Championika Digital — школа программирования и цифрового творчества, которая предлагает курсы компьютерной грамотности, создания сайтов, игр и мультфильмов, видеоблогинг. Инвестиции — от 250 тыс. рублей, прибыль — от 200 тыс. в месяц.
  • «Алгоритмика» — международная школа математики и программирования. Предлагаются две франшизы — школа математики и школа программирования. Минимальные инвестиции — 600 тыс. рублей, ежемесячная выручка — от 350 тыс. рублей.

Как перейти в онлайн уже работающему бизнесу?

Для того чтобы перевести свою офлайн-школу или кружок в онлайн, необходимо:

  • понять, а можно ли эту дисциплину изучать онлайн;
  • адаптировать программу под онлайн-формат и разработать поурочные планы, создать презентации;
  • обучить преподавателей работать в онлайне;
  • разработать правила проведения урока и правила поведения для детей;
  • выбрать платформу для организации уроков;
  • запустить рекламу (в поисковиках, социальных сетях).

Сегодня трансформируется цель и ценность образования. Значение приобретает не диплом, а навыки, востребованные в современном мире: умение думать самостоятельно, анализировать информацию, адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Все больше родителей понимают это и выбирают для своих детей онлайн-школы и курсы, позволяющие приобрести необходимые скилы и, возможно, создать основу для будущей профессии. Это еще один фактор, делающий рынок онлайн-образования одним из самых перспективных для открытия бизнеса в ближайшие годы.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья