ENG
В мире, Инвестклимат, Мнение

Образование на экспорт

Леонид Башлыков

Леонид Башлыков

Руководитель департамента международного развития «Учи.ру»

Очевидно, что ситуация с пандемией и массовым переходом образовательных процессов в онлайн заставила EdTech-отрасль ускорить развитие и срочно что-то предпринять. Увеличивается и приток инвестиций на этом рынке — EdTech входит в топ-10 привлекательных областей для венчурного рынка

Отечественные EdTech-компании растут и покоряют новые вершины не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. Свой продукт на другие рынки уже экспортировали iSpring, «Учи.ру», «Алгоритмика», SkyEng, Easy Ten, MEL Science и Digital Banana. А в начале апреля 2020 года платформа StudyFree, которая делает зарубежное образование доступным для людей из разных уголков мира, победила в международном конкурсе стартапов Seed­stars. Все эти примеры показывают, что в последнее время процесс выхода отечественных образовательных компаний на международный рынок значительно ускорился.

В 2014 году мы в «Учи.ру» начали работу в США и Канаде под брендом Happy Numbers, а после запустили свои проекты в Китае, Индии, ЮАР, Бразилии и других странах. Мы ежегодно проводим международную онлайн-олимпиаду по математике BRICSMATH.COM при поддержке государства для учеников стран БРИКС. Этот опыт показывает, что зарубежные системы образования готовы вкладываться в технологии. Чтобы добиться результатов на зарубежных рынках, нам пришлось трансформировать свой продукт под местный менталитет, образовательные системы, сделать его более удобным и простым в использовании. Во многом благодаря такому подходу мы сумели стать второй по посещаемости платформой по данным за апрель этого года среди всех образовательных сайтов в мире в международном рейтинге аналитического портала SimilarWeb.

Российские вузы тоже работают в этом направлении и пытаются привлечь иностранных студентов на ряд программ в рамках проекта «Экспорт образования» (МГИМО, РУДН, РАНХиГС, ИТМО и другие вузы отлично показывают себя на этом поприще). Так, МФТИ провел фестиваль по спортивному программированию RuCode при поддержке других университетов, бизнеса и государства. Сайт фестиваля был переведен на английский, а само мероприятие стало международным. В нем приняли участие программисты из 80 российских регионов и 58 разных стран. МИСиС в свое время организовал международный хакатон Vision Hack по компьютерному зрению, в котором приняли участие команды студентов из 6 стран мира. Но это только одна сторона медали: пока сам экспорт технологий и образовательных практик развивается не так активно.

Отдельное внимание развитию российских EdTech-проектов за рубежом уделяют авторы проекта «5–100», основная задача которого — повышение конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Вдобавок необходимость повышения узнаваемости российских проектов привела к старту программы НТИ 2.0, направленной на перезапуск образовательного сообщества, оказание поддержки по выходу на новые рынки. Участники EdTech-отрасли начинают объединяться — и это точно хороший знак.

О национальных особенностях рынков

Для выхода на зарубежный рынок в первую очередь необходимо изучить его инвестиционные возможности, интерес местного населения к EdTech в целом, так как образовательные проекты зачастую требуют больших финансовых вложений. Второе, что нужно сделать, — объективно оценить менталитет и культурные особенности страны. И, наконец, понять, насколько возможно масштабировать бизнес в текущих реалиях. Все же внутренний российский рынок онлайн-образования пока не такой большой (всего 1% от общемирового), поэтому компаниям нужно расширяться и выходить на экспорт.

Прямо сейчас российским EdTech-стартапам следует посмотреть в сторону Юго-Восточной Азии. Особенно бурно онлайн-образование развивается в Индии и Китае. Так, капитализация китайской компании TAL Education за время пандемии выросла на $1,7 млрд. А в Индии стартап Classplus, разрабатывающий ПО для институтов и учебных центров, получил инвестиции от RTP Global.

Вряд ли российским компаниям удастся достичь успеха за рубежом без изменения и локализации продуктового решения. Нужно адаптировать продукты под местные стандарты образования, учитывать поведенческие шаблоны пользователей, проводить глубинные исследования. Из ярких примеров, которые могут поменять правила игры при выходе на рынок, мы столкнулись с тем, что в Бразилии нет домашних заданий, в Китае пользователи не воспринимают всерьез образовательные продукты дешевле $100, а в Индонезии 90% трафика к нам пришло через мобильные устройства.

Нельзя забывать и про инструменты продвижения. Например, в Китае не получится задействовать рекламу в Facebook — там намного популярнее WeChat. Но при этом простор для экспорта огромный: в Поднебесной большая часть населения активно пользуется интернетом, а значит, им можно смело предлагать новые варианты онлайн-обучения. Конечно, заранее просчитав всю юнит-экономику. Также китайские школьники могут похвастаться отличными знаниями математики. В классах же применяются интерактивные групповые упражнения, когда учитель задает вопросы и подкрепляет их понятными примерами.

В Индии дети начинают учиться с трех лет. В основном они изучают математику, языки, чтение. Сегодня в Индии набирают популярность так называемые виртуальные классы, максимально приближенные к офлайн-формату.

Свои особенности есть и в других странах. Например, финская и корейская образовательные системы сильно отличаются друг от друга. Школьники Южной Кореи проводят на уроках более 30 часов в неделю и ходят на дополнительные занятия. А ученики в Финляндии, наоборот, редко обращаются к услугам репетиторов. При тестировании продукта все эти нюансы стоит разузнать заранее, чтобы проверить гипотезы и понять, «зайдет» ли он.

О будущем образования после пандемии

Согласно данным исследования «Интерфакс Академии», объем рынка онлайн-образования в России растет на 20–25% в год и по итогам 2020 года может достичь 60 млрд руб. Во многом этому росту способствует открытие образовательными платформами (GeekBrains, Skillbox, «Фоксфорд» и др.) бесплатного доступа к своим курсам во времена самоизоляции. И мы в «Учи.ру» не остались в стороне: в условиях пандемии создали новый продукт, который сейчас активно используют в школах, — «Виртуальный класс», в котором можно проводить индивидуальные и групповые видеоуроки.

При всем кажущемся росте EdTech-отрасли пока сложно спрогнозировать приток или отток пользователей после карантина, но точно можно сказать одно: многие пользователи «распробовали» дистанционное образование, поняли и оценили его преимущества. Безусловно, онлайн-программы не смогут полностью заменить офлайн, но открытие компаниями бесплатного доступа к части курсов — отличная возможность заполучить доверие со стороны потенциальных пользователей. Таким образом они протестируют продукт и смогут привыкнуть к онлайн-форматам. Приток новых людей, их отзывы и впечатления покажут EdTech-компаниям, что нужно изменить в их текущем продукте и натолкнут на новые идеи.

Пандемия стремительно форсировала события: образовательные стартапы по всему миру ускоренно выходят в онлайн, открывая для себя новые инструменты и форматы обучения: AR/VR-технологии, ИИ, P2P-обучение и даже виртуальных репетиторов. Но в то же время карантин показал, что российское образование оказалось не совсем готово к переменам по целому ряду причин, например у кого-то не было собственной хорошо разработанной LMS-системы. Очевидно, что выиграют те компании, которые первыми воспользуются инструментами цифровизации и предложат наиболее удобный продукт для конкретной аудитории.

На российском рынке стоит отдельно выделить такие EdTech-проекты, как MyBuddy.ai и Novakid, которые привлекли инвестиции от Leta Capital в этом году. У обоих стартапов, что интересно, есть свои технологические платформы — и этим они выделяются на фоне других игроков рынка. К примеру, Novakid использует модель массовых ролевых онлайн-игр (MMORPG), которая позволяет ученикам взаимодействовать друг с другом и зарабатывать «награды» за личные достижения.

Появление подобных проектов, а также развитие онлайна приведут к росту программ blended-обучения, где используются и онлайн, и офлайн-компоненты. Российские школы и вузы пересмотрят методологию образовательных программ и проанализируют, какую часть учебных процессов можно проводить очно, а какую лучше оставить в онлайне (например, проверку домашних заданий, оцифровку результатов тестов и контрольных работ). Это как минимум поможет повысить эффективность обучения. Увеличение цифровой грамотности и digital-трансформация также смогут помочь отрасли на этом пути.

Во многих странах уже поняли необходимость скорейшей интеграции EdTech-инструментов в систему фундаментального образования. В России тоже есть движение в эту сторону: в апреле 2020 года правительству было дано поручение проработать вопрос развития информационных платформ онлайн-образования.

Пандемия оказала огромное влияние на развитие EdTech-направления в целом и на его школьный сегмент в частности. Несмотря на внушительный масштаб цифровых инициатив, которые были запущены во время пандемии, надо понимать, что индустрия все еще находится в стадии становления: рынок сильно консолидирован, многие области еще не покрыты, присутствует огромное количество точек роста для компаний, которые планируют работать в этом направлении. Индустрия будет продолжать стремительно развиваться вне зависимости от ситуации вокруг пандемии. Мощным драйвером дальнейшего развития школьного и университетского сегментов могут стать инициативы государства, направленные на вовлечение населения в цифровые образовательные продукты.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья