ENG

Перейти в Дзен
Прогнозы

PwC: От чего зависит будущее нефтехимической отрасли

Проведенный компанией PwC опрос руководителей российских предприятий нефтехимической отрасли показал, что важнейший глобальный мегатренд, который в наибольшей степени будет влиять на развитие отечественной нефтехимической промышленности до 2030 года, — смена регионального баланса сил. На важность этой тенденции указали 77% опрошенных руководителей. Речь идёт о смещении фокуса нефтехимического производства из стран Европы на Ближний Восток, в Китай, Индию и США. 

© Rumo / Фотобанк Лори

Исполнительный директор СИБУР Сергей Комышан так прокомментировал этот мегатренд: «Мы видим рост нефтехимии, в частности, производства олефинов (в основном — этилена) в Китае на угле, и в США — на основе сланцевого газа, чего не было до 2014 года».

Второй мегатренд, на который указали 54 % респондентов PwC, — высокое влияние глобального развития инноваций и технологических прорывов. Так, китайцы научились делать олефины из угля, американцы — из сланцевого газа. В России, конечно, тоже внедряются инновации — например,  «Нижнекамснефтехим» планирует запустить производство каучука, предназначенного для изготовления высокоскоростных шин для будущего поколения автомобилей. И всё же российские компании в основном сосредоточены на производстве базовой нефтехимии — пропиленах и полипропиленах. Между тем, иностранные компании перешли к нефтехимии более глубокого передела с более высокой добавленной стоимостью. Так, один из крупнейших производителей специальной химической продукции Lanxes разрабатывает легкие материалы для автомобилестроительной компании Skoda. Концерн BASF создал для автомобиля Mercedes-Benz S-класса конструкцию пластмассовой поперечной балки в приводе заднего моста. Toray делает специальное углеволокно для корпусов воздушных судов Boeing. Но опрошенные PwC топ-менеджеры отмечают  рост сотрудничества с китайскими инвесторами и производителями и проявляют интерес к Китаю как основному направлению для экспорта своей продукции.

Третий мегатренд, влияющий на нефтехимическую отрасль — повышение экологичности производства. Нефтехимические компании все больше внимания уделяют экологии, хотя руководители отмечают, что это очень дорого для компаний.  Но 54% респондентов ожидают рост спроса на экологичную продукцию. При этом компании как борются с вредными выхлопами и прочими загрязнениями производства, так и производят экологичные продукты. Так, компания Braskem разработала полиэтиленовую упаковку из сахарного тростника, которая может разложиться быстрее, чем неорганический полиэтилен. СИБУР производит материалы для очистки воды и стоков; пленку для упаковки продуктов, которая не содержит вредных веществ.

Тем не менее российские руководители отрасли оценивают значение экологичности ниже, чем иностранные. Респонденты отмечают высокую стоимость реализации инициатив по данному направлению, а также отсутствие достаточного платежеспособного спроса. В качестве типового PwC приводит мнение, что «в России пока производство экологичной продукции нерентабельно».

«Сегодня российская нефтехимическая отрасль находится на относительно ранней стадии развития, если сравнивать ее с глобальными лидерами, — отмечает партнер PwC, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям нефтегазовой отрасли в России и странах Центральной и Восточной Европы Максим Тимченко. — В течение последних лет вклад нефтехимического комплекса в ВВП России составлял по различным оценкам от 1,2 до 1,6%, в то время как, например, в Германии и Китае данный показатель был на уровне 7% и 8,8% соответственно. Такая ситуация отчасти объясняет выявленные различия в оценке степени важности глобальных мегатрендов российскими и международными компаниями. Международные игроки уже прошли этап глобализации и расширения бизнеса, и теперь их внимание сосредоточено на расширении продуктовой линейки и повышении качества продукции, в том числе, повышении экологичности. Руководители российских компаний в связи с доступностью сырьевой базы напрямую сотрудничают с автомобилестроительной компанией Skoda в области разработки легких материалов для компонентов автомобиля. В столь непростой мировой конъюнктуре российским нефтехимическим компаниям необходимо определить собственную оптимальную долгосрочную стратегию».

Автор: Наталья Кузнецова

 

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья