Пенсионный возраст увеличивается, а мировой прогресс и современная медицина не стоят на месте, позитивно сказываясь на продолжительности жизни. К тому же вне зависимости от того, как далеко еще до пенсии, людям нравится чувствовать себя занятыми и нужными. Таким образом, начинающие специалисты работают вместе с опытными профессионалами. Но как пяти разным поколениям ужиться в одном офисе?
По данным Американской ассоциации пенсионеров (AARP), сотрудники в возрасте 65 лет и старше являются быстрорастущим трудовым сегментом. В Бюро трудовой статистики Соединенных Штатов говорят, что почти 40% взрослых в возрасте 55 лет и старше либо трудоустроены, либо ищут работу. По данным Минздрава РФ, средняя продолжительность жизни россиян увеличилась на 8,5 месяцев — до 73,6 года — за 8 месяцев 2019 года. Установившаяся тенденция работать все дольше и выход поколения Z на рынок труда являются причиной того, что до пяти поколений людей работает в одной компании.
Теперь в офисах можно встретить пять разных типов возрастов: от «тихого поколения» (родившихся до 1946 года) и бэби-бумеров (1946–1964) до поколения Х (родившихся в период между 1965 и 1980) и миллениалов (1981–1998). Теперь к ним присоединилась и новейшая рабочая группа — поколение Z, появившееся на свет после 1998 года. Разный возрастной состав сулит множество особенностей для компаний, ведь у всех поколений разные привычки и стили работы. Если старшее поколение обычно любит отдельные офисы, то молодые сотрудники, как правило, хотят больше общения и лояльнее относятся к open space. Что может сделать работодатель для успешного развития команды, где трудится столько поколений со своими уникальными потребностями?
Прежде всего надо отказаться от стереотипов. Далеко не все миллениалы — беззаботные прыгуны с одного рабочего места на другое, всегда готовые повернуть свою карьеру на 360 градусов. Черты, которые обычно приписывают миллениалам (нетерпеливость, завышенные ожидания карьерного роста, стремление к самореализации), точнее можно охарактеризовать одним словом — молодость.
Что касается бэби-бумеров, то они в состоянии освоить новые технологии: в недавнем исследовании Forbes сказано, что около 60% людей этого поколения ценят цифровые технологии, особенно в плане путешествий: онлайн-регистрацию, бронирование отелей онлайн, доступ к гостиничному номеру через смартфон, а не ключ или карту, и многое другое. Далеко не каждый человек из «тихого поколения» беспомощен перед гаджетами.
Также неверно, что поколение Z только и делает, что сидит в интернете, общаясь исключительно с помощью селфи и абсурдного количества эмоджи. И поколение X не принимает все решения только после скрупулезного подсчета рисков.
Все мы принадлежим к одному из этих поколений. Узнаем ли мы вышеупомянутые качества в себе? Скорее всего, нет. Поэтому не стоит делать предположений, основываясь исключительно на возрасте сотрудника. Стереотипное мышление не поможет вам создать сплоченную команду и благоприятную рабочую среду.
Бесспорно, от возраста зависят некоторые особенности. Исследование группы IWG показало, что поколение Z заинтересовано в инновационных и перспективных рабочих местах — они выросли в эпоху технологий, знают, как быстро меняется и развивается мир, и отставать от него не собираются. Некоторые эксперты считают, что старшее поколение обычно более консервативно и стремится к стабильности, в то время как молодежь готова искать свой жизненный путь и строить карьеру.
Поколение Z росло среди технологий, с удовольствием их осваивая. Они со школьной скамьи изучают английский и продолжают его совершенствовать — будь это забавные видео на Youtube или друг по переписке в другой стране. Они любят узнавать и осваивать новое, им нравится быть полезными, их вдохновляют основатели культовых компаний Google или Apple, создававшие свои шедевры в гаражах. Поколение Z верит, что возможно все. Их амбициозность, творческий потенциал и навыки могут пригодиться как компании, так и другим, более старшим поколениям. Взамен они могут получить накопленный профессионализм и жизненный опыт бэби-бумеров и «тихого поколения».
Люди постарше видели своими глазами, как работал и работает мир, они уже закалены различными жизненными ситуациями, из которых вынесли ценные знания. Исследование IWG показало, что 53% сотрудников, работающих вместе с другими поколениями, считают, что многому научились у них. А 35% сотрудников убеждены, что это они стали наставниками и научили коллег чему-то новому.
Способность распознать сильные стороны и объединить их в командах необходима для успеха бизнеса и преодоления возрастного недоверия между коллегами. Управлять людьми разного возраста может оказаться непростой задачей для руководителей: единый подход ко всем сотрудникам тут работать не будет. Даже при работе одного поколения внутри команды существует много нюансов и различий. Дополнительные навыки и опыт могут создать успешные команды. Руководитель Центра европейских экономических исследований (ZEW) Томас Цвик акцентирует внимание HR-менеджеров на том, что коллектив, состоящий из представителей разных поколений, дает наилучшую производительность труда. Пять поколений под одной крышей способны открыть совершенно новые возможности для вашего бизнеса.