ENG

Перейти в Дзен
Аналитика, Стартапы

Российские стартаперы немолоды и не знают языков

Исследование «Стартап-барометр» опровергло многие стереотипы о российском технологическом предпринимательстве. Об этом на презентации исследования заявил инициатор проекта, венчурный инвестор, партнер iTech Capital Алексей Соловьев. 

Фото: pixabay.com

В ходе исследования, проведенного при поддержке Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Ernst & Young (EY), были опрошены фаундеры 300 технологических стартапов. По оценке директора акселератора ФРИИ Дмитрия Калаева, таким образом было охвачено примерно 10% российского рынка технологических стартапов, поэтому исследование можно считать вполне презентативным.

Один из разоблаченных «Барометром» стереотипов, что стартаперы — это неопытная молодежь, едва окончившая вузы. Между тем среднестатистическому фаундеру от 30 до 32 лет, у него уже есть предпринимательский опыт: 30% опрошенных ранее имели собственный бизнес, а более чем в половине случаев у них есть опыт бизнес-провалов. Более 40% стартаперов ранее работали в различных компаниях.

В среднем в стартапе работает около 10 человек. Наличие лишь одного основателя — случай далеко не самый распространенный. В 40% случаев в проектах имеется двое фаундеров, в 29% — более двух.

Чрезвычайно любопытно сравнить выявленные в исследовании отраслевые предпочтения стартаперов с предпочтениями венчурных инвесторов, которые были обнаружены в рамках аналогичного исследования «Венчурный барометр». Выяснилось, что стартаперы скорее предпочитают заниматься тем, что им нравится, а не тем, чего бы от них ждали венчурные инвесторы.

Так, самые популярные ниши для бизнеса с точки зрения стартаперов: финтех, маркетплейсы, SaaS (то есть «софт как сервис») и образование. С приоритетами венчурных инвесторов имеется совпадение в пункте «финтех». Кроме того, венчурные инвесторы хотели бы видеть проекты в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения и блокчейна, однако блокчейн не относится к числу приоритетных предпочтений стартапов (о нем сказали только 2% опрошенных фаундеров).

Впрочем, зачем стартаперам ориентироваться на мнение инвесторов, если им, оказывается, не так уж нужны внешние инвестиции? По результатам анкетирования выяснилось, что 71% проектов был запущен на деньги его основателей, а еще 11% получили средства от непрофессиональных инвесторов — как выразился Алексей Соловьев, «соседей по даче». Таким образом, 82% стартапов запущено без финансовой помощи специализированных финансовых и инвестиционных институтов (банков, венчурных фондов, бизнес-ангелов, институтов развития и т.д. ). Средства венчурных фондов использовались для запуска 3% проектов, столько же пришлось на стратегических инвесторов, гранты помогли запустить только 2% стартапов. Банковские кредиты для запуска стартапов не использовались вообще. В ходе дальнейшего развития дофинансирование за счет внешних инвестиций использовали только 12% стартапов.

По мнению Алексея Соловьева, такой низкий процент использования внешних инвестиций может быть объяснен тем, что российские стартаперы в своей массе не умеют делать проекты привлекательными для инвесторов и не желают впускать посторонних в капитал своих компаний.

Комментируя результаты исследования, генеральный директор и основатель консалтиннговой компании Concon FM Армен Мнацаканян отметил, что стартаперы вынуждены отказываться от поиска внешних инвесторов из-за низкого уровня доверия к партнерам:

«Крайне высок уровень взаимного недоверия между собственниками, инвесторами, менеджментом и предметными специалистами. Недоверие имеет глубокие “исторические корни” и несколько уровней. Личностный уровень, институциональный, MST-уровень (Mindset, Tools, Skills) и т.д. Чем кислотнее внешняя среда и ниже MST-квалификация, тем выше желание ни от кого не зависеть и все делать самому!»

Что касается популярности образовательных проектов среди стартаперов, Алексей Соловьев объяснил это прежде всего резонансом, какой получили громкие сделки, — когда крупные корпорации инвестировали в образовательные проекты. Например, «Севергрупп» Алексея Мордашова вложилась в «Нетологию», а Mail.Ru Group — в образовательную платформу для программистов GeekBrains. Кроме того, образовательный проект можно запустить очень быстро. Однако инвестировать в образование после того, как данные сделки уже состоялись, значит пытаться догнать уходящий поезд.

Большинство стартаперов не работают на рынках дальнего зарубежья, а те, что работают, предпочитают Запад: Европу в качестве своего рынка указали 24% опрошенных, США — 21%, Азию — 14%. По словам партнера EY Антона Устименко, данный показатель в принципе нормальный: «Барометр роста», исследование, проводимое EY во всемирном масштабе, показывает, что на международных рынках вообще работает примерно 23% бизнеса. Что касается причин отказа выйти на зарубежные рынки, то сами опрошенные прежде всего указывают на желание протестировать продукт внутри страны, а также на отсутствие средств, навыков и нужных людей для выхода на зарубежный простор. Дмитрий Калаев из ФРИИ особенно подчеркивает такие факторы, как слабое знание языков и низкую мобильность предпринимателей, особенно в регионах.

Если говорить о «ценностях» российских технопредпринимателей, то получается такая картина: больше всего им нравится тратить деньги на доработку продукта. На вопрос «На чем сконцентрировано внимание основателя?» самый распространенный ответ (33% опрошенных) — был «доработка продукта», на вопрос же «Основные проблемы стартапа?» основатели отвечали так: нехватка денег для развития (45%), состояние экономики (42%), низкая заинтересованность стратегов в инновационных продуктах и компаниях (41%). Однако, несмотря на то, что нехватка денег — главная проблема стартапов, поиск инвестиций находится в числе приоритетов лишь на втором месте (23% опрошенных).

«По данным опроса, больше половины респондентов считают свой продукт уникальным, возможно, это сигнал к тому, что предприниматели настолько влюблены в свою разработку, что не готовы трезво смотреть на бизнес и конкурентов», — отмечает Дмитрий Калаев.

И еще любопытно: согласно данным «Барометра роста», российские стартаперы куда меньше, чем зарубежные, считают важнейшей проблемой нехватку квалифицированных кадров. То есть кадры у нас все-таки есть — разрушаем еще один стереотип.

Автор: Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья