Menu
Инвестклимат

Предложен план спасения российской экономики

15 мая бизнес-омбудсмен Борис Титов презентовал свой новый план экономических реформ – «Дорожную карту «Устойчивый рост несырьевого сектора экономики России». Начав с констатации неприглядных фактов – к 2023 году Россия по размерам экономики скатится с 6 на 7 место, а к 2035 году – на 11-е место, Борис Титов представил журналистам программу, подготовленную Институтом экономического роста им. П.А. Столыпина в сотрудничестве с большим количеством институтов, вузов, бизнес-ассоциаций и экономических ведомств. В подготовке документа, в частности, принимали участие такие известные российские экономисты, как Виктор Полтерович и Яков Миркин, а в Наблюдательном совете института присутствуют такие бизнесмены, как Константин Бабкин и Сергей Генералов.

Председатель «Партии роста», уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Виталий Белоусов / РИА Новости

Приоритеты и кластеры

План обширен, но его ключевой пункт заключается в том, что меры государственной поддержки должны быть сосредоточены на 9 приоритетных направлениях.

Важнейшей мерой поддержки должна стать доступность кредитов, что означает смягчение денежной политики ЦБ. Созданные ранее Центробанком механизмы проектного финансирования оказались неработающими, и главной причиной этого было требование залога, Борис Титов – сторонник беззалогового кредитования проектов.

Еще одной крайне значимой частью экономической политики должно стать создание кластеров, под которыми понимается группы предприятий, объединенных цепочкой вертикальных производственных связей от добычи сырья до сбыта конечной продукции. Кластер возникает с «кластерной инициативы», предполагающей, что существующие в России предприятия могут быть дополнены другими, чтобы составить целостный производственный цикл. Вероятно, в каждом кластере создается кластерная Ассоциация и управляющая компания. Борис Титов привел два примера возможных кластеров: в России «Сибур» делает полиэтилен, но полиэтиленовые пакеты Россия покупает в Китае; в Калмыкии население выращивает скот, но нужна компания, которая бы скупала этот скот и докармливала до коммерчески приемлемого веса, а заодно перерабатывала бы копыта.

Старые песни о главном

Управлять всеми реформами станет «Администрация роста», глава которой должен получить статус одновременно помощника президента и вице-премьера – эту идею Бориса Титова «Инвест-Форсайт» уже обсуждал. Вообще, «Дорожная карта» объединила в себя мнения экономистов разных школ: в ней можно найти такие предложения, как снижение налогов, уменьшение регулятивных издержек, введение таможенного протекционизма, изменение ценообразования естественных монополий и некоторые вполне демагогические благопожелания вроде создания правового государства и снижения неравенства. Стоит заметить, что еще в 2017 году Борис Титов презентовал аналогичный план – «Стратегию роста», – и без особого успеха, хотя нынешний план он разрабатывает в рамках поручения президента от мая прошлого года.

Делаем, что можем

Новую программу не хотелось бы сильно критиковать, поскольку в наших условиях любая созидательная активность государства – лучше, чем ничего. Кроме того, надо понимать, в сколь сложной политической ситуации находится сегодня любой общественный деятель, предлагающий властям планы реформ. Ясно, что он не может приходить в Кремль с идеями, которые власти никогда не поддержат и которые только дискредитируют самого реформатора в глазах начальства, но отсутствие подобных идей легко становится поводом для критики со стороны независимых наблюдателей. Не приходится удивляться, что в презентации Бориса Титова не были упомянуты такие важнейшие для российской экономики факторы, как международная изоляция России и раздутость государственного сектора. Вполне достаточно – и даже смело, – что среди пяти предлагаемых Титовым первоочередных мер три – это сокращение административного давления на бизнес, сокращение уголовного давления и создание независимых судов.

В то же время не оставляет ощущение, что если сегодня в России, где важнейший навык бизнеса – умение получать преференции от государства, план Титова реализуется в полной мере, наша экономическая политика превратится в «вакханалию» раздачи «правильным проектам» государственной поддержки и дешевых беззалоговых кредитов. Поэтому «план Титова» может быть истолкован как лоббистские усилия гражданского сектора экономики, пытающегося отнять часть бюджетного и кредитного пирога у военно-промышленного комплекса.

Сложные вопросы

На вопрос «Инвест-Форсайта», предполагает ли реализация «Дорожной карты» смену бюджетных приоритетов, Борис Титов довольно уклончиво ответил, что бюджет это не затронет: достаточно просто оптимизировать использование уже выделяемых средств, а многое будет зависеть не от бюджета, а от кредитования (то есть от ЦБ). Но тем не менее в «Дорожной карте» запланированы суммы государственной поддержки экономики в размере 8 трлн рублей на период с 2020 по 2025 гг.

На вопрос «Инвест-Форсайта», нужны ли для реализации проектов кластеров меры таможенной поддержки (например, запрет на импорт китайских пакетов), участвовавший в презентации карты заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв заявил, что, возможно, они будут иметь точечный характер, но в целом их широкое использование не предполагается, потому что российская экономика заинтересована в импорте оборудования, и, кроме того, лучшей защитой рынка является низкий валютный курс.

И, отвечая на вопрос, возможен ли значимый рост в условиях международной изоляции, Борис Титов выразил уверенность: на данном этапе российская экономика способна расти за счет ресурсов внутреннего спроса, и зарубежные инвестиции тоже не проблема – в России много ликвидности, но мало инвестпроектов. Тут хотелось бы заметить, что нехватка инвестиций обнаружится немедленно – как только экономика выйдет на сколько-то высокие темпы роста.

В поисках системности

Объясняя, чем его план отличается от тех мер поддержки экономики, которые до сих пор осуществляло государство, Борис Титов сказал, что наша экономическая политика в последние годы была хаотичной и бессистемной, деньги пропадали зря или не использовались, при этом государство постоянно меняло курс – то понижало, то повышало налоги, то ослабляло, то усиливало административное давление, то развивало, то ограничивало интернет. Проблема, однако, заключается в том, что сделать правительственную политику систематичной, а главное,  в долгосрочном плане последовательной- невозможно, даже приняв соответствующее политическое решение или федеральный закон. Последовательность – следствие управленческой и политической культуры, которую мы еще и не начинали нарабатывать – вспомним судьбу пенсионной реформы.

Не разделяя многих мнений Бориса Титова, хочется пожелать ему удачи, но поверить в эту удачу трудно.

Автор: Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья