ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Цифровизация медицины: полезная практика для владельцев клиник

Наталья Комарова

Наталья Комарова

Директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления «Сколково»

Тенденции развития медицинских учреждений в мире и в России


Когда-то введение электронных карт встретили со скептицизмом и сопротивлением. Но сейчас во всем мире электронное картографирование стало нормой для большинства медицинских учреждений.

На сегодняшний день все — от диагностики до лабораторных тестов, мониторинга и регистрации пациентов — не обходится без применения современных технологий. Большинство зарубежных стран активно использует телемедицину и цифровые технологии в медицине.

В многих странах пациенты используют мобильные сервисы для записи в клинику, связи с врачом, вызова специалистов на дом, покупки лекарств и многого другого, не выходя из дома. Такие технологии позволяют людям оперативно получать доступ к квалифицированным медицинским кадрам и медицинской помощи.

В России вступил в силу закон о телемедицине, позволяющий дистанционные консультации, но пока активного использования нет. Развитие этого направления тормозит ряд неурегулированных моментов. Например:

  1. Нет стандартов технического оснащения организаций, оказывающих телемедицинские услуги.
  2. Не указаны сроки и порядок оказания таких услуг.
  3. Нет требований к информационным системам медицинских организаций.
  4. Как дистанционно идентифицировать пациента?
  5. Нет стандартов дистанционной консультации детского населения.

Есть еще ряд неурегулированных моментов, поэтому многие считают, что на сегодняшний день принятый закон о телемедицине в России является опережающим. Необходимо дорабатывать на законодательном уровне так называемый алгоритм действий по телемедицине. А пациентам необходимо время, чтобы понять удобство и преимущество телемедицины. В большинстве случаев русский человек обращается к врачу, когда совсем плохо: ему необходимо непосредственное общение с врачом. Со временем телемедицина станет более востребованной и сможет улучшить координацию обслуживания, сделать более удобным и доступным для пациентов оказание медицинской помощи. Возможно, это путь к увеличению обращаемости в рамках профилактической медицины.

Цифровая медицина на грани выдумки и реальности

Движение в сторону развития цифровой медицины формируется быстро развивающимися IT-технологиями. Внедрять IT-системы необходимо. Например, уже сегодня в Америке и ряде других стран используется IT-система поддержки врачебных решений, инфообмен с другими медицинскими учреждениями, со страховыми компаниями, электронный рецепт, получение лабораторных данных и использование медицинских информационных систем (МИС) во время приема.

В России, к сожалению, еще есть клиники, которые не используют МИС в полном объеме: данные пациента по-прежнему хранятся в бумажных архивах. Честно говоря, используемые информационные системы далеки от самого понятия медицинских информационных систем. Хотя, конечно же, большинство клиник стремятся к систематизации данных, электронному хранению медицинских данных пациента и получению лабораторных исследований с помощью интеграции МИС и ЛИС.

По оценке Института здравоохранения США, около 30% расходов здравоохранения ежегодно приходится на ошибочно выбранный курс лечения, если нет полных данных о пациенте. В Германии считают, что до 30% расходов в здравоохранении можно сэкономить в результате оцифровки радиологических исследований. Оцифровка данных о состоянии здоровья человека и всех проведенных исследований поможет уменьшить количество ошибок.

В мире есть яркий пример поддержки принятия медицинских решений. Представителями этого направления являются разработки IBM Watson и Wolters Kluwer. IBM Watson — универсальная платформа с искусственным интеллектом, помогает в принятии решений. Сервис Wolters Kluwer — крупнейшая в мире онлайн-база по лекарственным препаратам, включающая в себя сведения не только о них самих, но и об аллергии, взаимодействии с другими лекарствами, о противопоказаниях. Широко используется при назначении любых лекарственных препаратов.

Что надо сделать сейчас, чтобы завтра быть наравне с лидерами отрасли

Цифровизация затронула не только технологии лечения и предупреждения болезней, но и процесс организации работы клиники, систематизацию процессов внутри нее. Сегодня происходит переход от технологий первого поколения к следующему. Владельцы передовых клиник уже давно поняли, что организация работы учреждения должна основываться на профессиональных медицинских информационных системах, автоматизирующих все текущие бизнес-процессы. От простых компьютеров, распределяющих талоны очереди в регистратуру, до самых сложных, способных автоматизировать много взаимосвязанных задач.

При этом не нужно придумывать что-то новое — уже существуют программы и системы, которые автоматизируют полный цикл оказания медицинской помощи в клинике. Например:

  1. Электронная медицинская карта.

  1. Радиологическая информационная система.

  1. Система хранения изображений.
  2. Лабораторная информационная система (ЛИС).
  3. Электронный рецепт.
  4. Система поддержки принятия врачебных решений.
  5.  

  6. Телемедицина.
  7. Аптека и др.

Существует много других систем для разных форматов клиник, сетей клиник, процессов, форм собственности, моделей финансирования и т.д. В одной клинике может быть от 40 до 300 различных информационных систем и их модулей, которые эффективно взаимодействуют через специальную программу — интеграционную шину. Основными функциями такой программы являются: интеграция потоков данных между программами, потоков документов и бизнес-процессов.

Помимо функциональных изменений в применении информационных систем, меняется и сам подход работы клиники. Теперь на первое место лидеры отрасли ставят взаимоотношения с пациентами и персонализированное предложение услуг. Пациенты становятся другими. Они все больше приобретают способность принимать решения в процессе управления лечением.

Все клиники хотят управлять потоком пациентов. Для этого автоматизируют системы записи к врачу, формируют систему логистики внутри здания клиники, коммуницируют в социальных сетях, создают мобильные приложения и пр. Создание PRM (Patient relationship management) или CRM-системы позволяет отслеживать взаимоотношения с клиентом (пациентом). Эта инновационная система формирует возможность персонализированного подхода к пациенту. Основным трендом управления взаимоотношениями с пациентом является постоянное персонализированное предложение услуг.

Удобство создания общей системы управления данными объясняется: 

  • Необходимостью в предоставлении качественных медицинских услуг.
  • Доступной для пациента компьютерной инфраструктурой.
  • Повышающимся уровнем осведомленности пациентов о персонализированной медицине.

Современные лидеры PRM-систем предоставляют такие сервисы, как:

  • Электронная система записи.
  • Управление совместной работой медицинской команды.
  • Формирование планов лечения.
  • Система анализов по рискам заболеваемости пациента.
  • Система сбора отзывов в социальных сетях.
  • Пользовательский портал (кабинет пациента).
  • Система формирования фокусных маркетинговых кампаний.
  • Управление e-mail-рассылкой, смс-рассылкой.
  • Внутренний чат.
  • Система управления доступом / пользовательскими ролями.
  • База знаний для использования пациентами и медицинскими специалистами, а также множество других функций для формирования лояльности пациента.

Элементы PRM в отечественных разработках пока не реализованы в полном объеме. Это связано скорее с высоким уровнем затрат, чем с нежеланием использовать такие системы.

5 советов для владельцев клиник в России

  1. Будьте новаторами, если хотите стать успешными. Следите за изменениями на рынке и не жалейте средств на внедрение уникальных технологий (в лечении, профилактике, маркетинге и т.д.).
  2. Изучайте опыт коллег-руководителей. Наблюдайте за нововведениями в других клиниках, в том числе зарубежных, и проецируйте их опыт на свое учреждение.
  3. Используйте все возможные финансовые модели для внедрения инноваций.
  4. Будьте готовы к провалам. Отладка любой информационной системы занимает 3-6 месяцев. При этом нет гарантий, что она точно подойдет вашей клинике.
  5. Позаботьтесь о кадрах. IT-специалист в штате — это гарантия оперативной техподдержки.
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья