ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Интервью, Регионы, Технологии

Тюмень станет первым нейрогородом России

Автономная система управления городской инфраструктурой с искусственным интеллектом (ИИ) будет запущена в Тюмени. Проект – часть генерального соглашения правительства региона с российской IT-компанией Cognitive Technologies о развитии инноваций. Оно было подписано четвертого июня, во время форума InnoWeek-2018. Компания-создатель концепции умного города «Сколково» обещает запустить пилот Cognitive City в Сибири во второй половине 2019 года. О том, что может искусственный интеллект и каким городам нужны мозги, «Инвест-Форсайту» рассказал генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров.

Врио губернатора Тюменской области Александр Моор и гендиректор Cognitive Technologies Андрей Черногоров. Фото: Cognitive Technologies

– Андрей, чем «нейронный город» Cognitive City отличается от «умных городов»?

– Концепция «умных городов» постепенно уходит в прошлое: она предполагала оснащение населенных пунктов большим количеством датчиков, которые фактически пропускали информацию в одностороннем порядке, как реле. Мы предлагаем гораздо более тонкое использование технологии ИИ и нейронных сетей: когда город не только передает данные в некий управляющий центр, а собирает информацию о себе сам и тут же принимает решения.

– Какие, например?

– Одним из элементов такой концепции мы видим автоматическую диагностику городской среды с выдачей поручений и контролем их исполнения. Мы предложили городским властям оборудовать существующий парк городской техники – конкретно в Тюмени будут использоваться автобусы, но это могут быть любые наземные транспортные средства, которые передвигаются в городе, – общественный транспорт, коммунальные автомобили – комплексами сбора информации. Они состоят из камер и вычислителей и способны распознать дорожные знаки, указатели, светофоры и многое другое. На основе собранных данных формируется 3D-модель городской среды и начинается постоянный мониторинг. С помощью нейросети глубокого обучения легко отслеживать качество уборки улиц, своевременность вывоза мусора, состояние дорожного полотна и разметки, работу систем искусственного освещения, соблюдение правил парковки автовладельцами…

Отклонение от нормативов или факты нарушений тут же фиксируются, и на их основаниях формируются поручения подрядным организациям, которые на базе контракта следят за этим участком. Таким образом, перед ИИ будет стоять задача не только выявить проблему, но и проследить за ее устранением.

– Это один из самых животрепещущих вопросов: ямы на проезжей части превращаются в долгожителей…

– Сейчас контроль за исполнением поручений происходит от случая к случаю. Ежедневно фиксируется тысяча отклонений и нарушений, но совсем небольшое число из них, как правило, самые вопиющие, выборочно контролирует муниципальная комиссия. Остальные ложатся мертвым грузом и формируют недовольство граждан – проблемы разрастаются, со временем устранять их становится дороже и труднее.

– Когда стоит ожидать первых результатов?

– Пилотным городом, мы надеемся, станет Тюмень. Прототип системы на улицах города появится во второй половине 2019 года, а промышленная эксплуатация начнется с 2020 года. У Тюменского проекта глобальный прицел. После обкатки мы будем предлагать ее в города-миллионники, независимо от их страновой принадлежности. В этом случае городская инфраструктура не требует никакой подготовки для внедрения. По нашим расчетам, чек на обслуживание системы, включая аренду оборудования, будет около $200 тыс. в год – в общем-то, ничтожные деньги для муниципальных бюджетов.

– Какой спрос прогнозируете?

– Мы оцениваем ежегодный рынок таких решений в $0,5 млрд. В нашу пользу будет играть тренд на урбанизацию, которая развивается экспоненциальными темпами. К 2020 году, по оценкам Ernst & Young, 80% населения будет жить в городах. Количество городов-миллионников за последние 10 лет удвоилось, с таким ростом городской агломерации и усложнением городских комплексов невозможно контролировать все ручным способом. Операции, которые могут быть автоматизированы с помощью ИИ, должны быть автоматизированы. Сегодня в мире существует около 500 городов со стабильным спросом на такие решения и 1500 с частичным спросом. И российские города занимают не последнее место. Решения для городского хозяйства на основе нейросетей – перспективный рынок.

– Есть трудности на пути реализации проекта?

– С точки зрения технологии, нет. Работающий прототип готов, поскольку мы используем Cognitive Pilot, который уже с успехом применяем в реализации решений в беспилотных автомобилях. Сегодня наша задача – наложить нейросеть на геоинформационную подоснову и подготовить к интеграции в городские системы. То есть нам предстоит скорее настройка и интеграция. Но мы берем год на подготовку проекта для того, чтобы дообучить нейросеть на круглогодичном дата-сете, чтобы обкатать систему во всех погодных условиях.

– Почему именно в Тюмени?

– Здесь отличный климат! Инвестиционный! Уже больше года наша группа компаний присутствует в Тюмени – здесь находится один из наших центров разработки. У региона есть потребность в инновациях, и динамичная команда демонстрирует желание доводить проекты до реализации, а не заниматься перечислением, почему чего-то нельзя достичь. Зачастую институциональная среда поглощает очень много хороших идей, не выдавая результата. За год работы в Тюмени мы поняли: здесь климат для прорывных проектов создан на организационном и финансовом уровнях. Это один из самых инновационных регионов России, у которого есть ресурсы для реализации глобальных решений.

Беседовала Анна Орешкина