ENG

Перейти в Дзен
Это интересно

Здоровье ищут все, но женщины активнее

«Яндекс» говорит, что в марте 2020 года 11,8 млн раз пользователи вводили запрос, содержащий слово «лечение», 14,5 млн раз — «таблетки». Таблетками и лечением, то есть здоровьем, интересуются и мужчины, и женщины. Но представительницы прекрасного пола лидируют в этом вопросе.

К интернету за здоровьем женщины обращаются чаще

По данным «Яндекса», запросы, напрямую связанные со здоровьем, занимают у женщин 7%, а у мужчин 4% от общего числа поисковых фраз. При этом следует учесть, что большинство женских вопросов относятся к болезням близких. В первую очередь женщин волнует здоровье детей. Далее следуют родители и муж, на последнем месте собственное благополучие. Мужчины ведут себя эгоистично: явно или неявно делегируют женам, матерям, подругам заботу о своем здоровье. Такое поведение объясняет теория социальных ролей. В соответствии с ней женщины лучше «читают» эмоции близких, поэтому выполняют роль, связанную с уходом за детьми и другими членами семьи.

Мужская и женская модели отношения к здоровью

Разница в интернет-поведении мужчин и женщин основана на расхождении в отношении к здоровью. Мужчины склонны переоценивать резервы организма. Женщины внимательнее прислушиваются к себе, своим близким. Каждое отклонение от нормы расценивают как признак заболевания.

Социологи утверждают, что здоровьем не удовлетворены 18% женщин и только 10% мужчин. По мере старения процент увеличивается, но соотношение остается прежним.

Причина разницы в поведении таится в утверждении: мужчины — сильный пол, женщины — слабый. На этом постулате формируется модель поведения. В соответствии с ней считается, что обращение к врачу женщины — нормальное явление. Поход в поликлинику мужчины — признак слабости.

Такое поведение переносится на Всемирную паутину. Интернет действует двояко. Благодаря анонимности облегчает мужчинам процесс обращения за помощью. В то же время позволяет отложить посещение реального врача.

Проблемы доверия

По данным ВЦИОМ, в 2019 году 50% российских пациентов в возрасте до 44 лет и 25% в возрасте старше 70 лет не доверяли диагнозам, которые поставили врачи. У молодежи невысокий уровень доверия связан с общим отрицанием действительности. По мере взросления (старения) накапливаются болячки, которые становятся причиной сомнений у старшего поколения. При этом степень недоверия у мужчин и женщин примерно одинаковая.

Установлено, что все женщины параллельно с обращением к врачу просматривают медицинские сайты, пытаются получить дополнительную информацию. Мужчины, наоборот, даже при сомнении в диагнозе не торопятся обращаться к виртуальной медицине. Они предпочтут пойти к другому врачу, в другое медицинское учреждение. Больше всего мужчин убеждают объективные данные: анализы, рентгеновские снимки, эхограммы. Исключением являются официальные описания лекарственных средств, дозировки, предупреждения о побочных эффектах. Им все доверяют на 100%.

Женский и мужской тип запросов

Поисковые фразы, сформулированные женщинами, длиннее мужских. В них содержится меньше ошибок. Часто присутствует скопированная информация. Запросы женщин более конкретны. Часто связаны с поиском специалиста, клиники, лекарства, то есть женщины чаще вводят навигационные и транзакционные запросы. На содержании женских запросов отражается ответственность за ведение семейного хозяйства. Мамы, жены, бабушки интересуются стоимостью лекарств. Они ищут аптеки, где лекарственные средства стоят дешевле, продаются со скидкой.

Мужчины разыскивают сведения, которые дают им пищу для ума. Они детально изучают методы оздоровления (пользуются ими редко). При сбоях в самочувствии поход к врачу мужчины заменяют получением информации из интернета. Поэтому в их запросах нередко звучит слово «симптомы».

Весной 2020 года лидируют запросы, содержащие слова «коронавирус», «COVID-19», «пандемия». Узнать о вселенском зле одинаково стремятся и мужчины, и женщины.

Какой тип интернет-ресурсов предпочитают мужчины и женщины

Мужчины и женщины ищут информацию о таблетках, каплях, микстурах в разделе «Лекарства» сервиса «Яндекс.Здоровье». Это авторитетный источник сведений о лекарственных средствах. Информацию о поликлиниках и врачах женщины черпают на форумах, в отзывах. Мужчины предпочитают более официальные сведения, опубликованные на сайтах учреждений. Форумы лидируют при получении знаний о болезнях и симптомах у пользователей обоих полов. При этом женщины не только потребляют знания, но и охотно делятся собственным опытом. То есть совмещают роль информационных акцепторов и доноров. Несмотря на то, что на форумах публикуются сообщения, которые исходят от непрофессионалов, этот тип интернет-ресурсов наиболее популярен среди потребителей знаний о здоровье.

Интернет предлагает онлайн-консультации врачей. Этот вид услуг быстро прогрессирует. Статистических данных по нему не опубликовано. Ошибки не будет, если утверждать, что основными потребителями сервиса являются женщины. На первом месте находятся вопросы детского здоровья.

Пол и возраст

На активность при поиске информации о здоровье влияет не только пол, но и возраст интернет-пользователей. У мужчин график интереса к медицинским аспектам жизни выглядит просто. В юности и молодости внимание здоровью уделяется мало. Интерес нарастает и достигает пика к 60 годам. С изменением возраста выхода на пенсию точка максимума сместится на 5 лет в сторону увеличения. Далее идет спад интернет-активности.

Женщины ведут себя сложнее. В юности и молодости наибольший интерес вызывают вопросы внешнего вида. Далее на первый план выходят дети, их здоровье. После 30 лет к детским проблемам присоединяется похудение, поддержание физической формы. Затем наступает период борьбы с болячками. Наиболее активно в интернет за здоровьем женщины обращаются в раннем пенсионном возрасте. Причина активности простая: появляется свободное время.

Есть особые возрастные периоды. Первый — подростковый. Анонимный интернет заменяет всезнающих приятелей и подруг. Даже с лихвой. Глубина медицинских знаний мальчиков и девочек, источник которых — виртуальное информационное поле, часто зашкаливает. Старость — второй особый период. Старики и старушки, для которых веб-пространство — это удобная площадка для получения советов и рекомендаций, пользуются (по естественным причинам) интернетом мало. В этом смысле они оказываются на обочине жизни.

Гендерная принадлежность не всегда является определяющим фактором при поиске медицинских знаний в интернете. Вмешивается возраст и другие факторы: образовательный уровень, доступность широкополосного интернета, материальное положение и так далее.

Здоровье волнует всех интернет-пользователей. Женщины в этом информационном сегменте действуют активнее мужчин. Гендерная разница при поиске здоровья меняется во времени и под действием социальных факторов.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья