ENG
Технологии

Как сэкономить миллиард на персонале?

До сих пор в магазинах даже вполне успешных ритейлеров в определенные часы можно увидеть скучающих продавцов. Нет покупателей — они на работе и придут позже. На этом сети теряют деньги. Но если хорошо планировать время персонала, компании могут неплохо сэкономить. Для того и существуют компании, оказывающие услуги workforce. Одна из них, компания Verme, сотрудничает с такими крупными игроками, как «М.Видео», «Эльдорадо», «Леруа Мерлен» и др. И это большие деньги: так, «М.Видео» решение принесло в первый год 1 млрд руб., на следующий — 500 млн руб. В прошлом году выручка Verme и связанных с ней компаний составила 100 млн руб., в планах — зарубежные рынки и доля в 25-30%. «Инвест-Форсайт» узнал у коммерческого директора и совладельца Verme Дмитрия Бельского, как компания это делает.

Как сэкономить миллиард на персонале?

Болезни роста

«До кризиса 2008 г., а местами и до 2014 г., ритейлеры состязались в том, кто больше откроет магазинов. Про затраты никто особо не думал. Где-то с 2010 г. мы ходили по рынку с решением по оптимизации графиков рабочего времени на SAP, но не находили отклика», — рассказывает Дмитрий Бельский.

Время работы персонала ритейл учитывал в примитивных экселевских таблицах. Но в 2011 г. уже появился спрос на workforce managment (WFM).

Пять лет назад двое из команды проекта — Дмитрий Шеходанов и Дмитрий Бельский — предлагали решения Kronos, глобального лидера в области workforce managment, но они были дорогими (от $1 млн) и не совсем подходили российским ритейлерам, прежде всего по циклу планирования (на Западе это недели, у нас — месяц). Плюс у российского ритейла текучка кадров под 70%, вдвое выше, чем у западного. В 2015 г. директор по консалтингу компании «Летограф» Евгений Визгалов сделал свою разработку. С 2016 г. Шеходанов, Визгалов и Бельский — это три основных владельца компаний Verme, «Инвент Консалтинг», «Инвент Сервис» (данные Контур.Фокус) — запустили свой бизнес. Verme — разработчики, а две другие компании — продвигают, продают и обслуживают продукт.

Как планировать время персонала

Поток покупателей можно спрогнозировать с точностью до часа. Есть норма обслуживания на одного человека в магазинах, в среднем это примерно — пять минут. У продуктовых ритейлеров есть нормы по показателю людей в очереди. Так, в сетях-дискаунтерах («Магнит», «Дикси») очередь в кассе может достигать 4-5 человек, в сетях с более высоким чеком (например, «Перекрестке») — 2-3 человека, в премиальных сетях («Азбука вкуса») очередей быть не должно: там персонал помогает складывать покупки в пакеты. Обычно покупатели в определенные моменты времени (например, после рабочего дня) приходят группами, и это обстоятельство также учитывается в поправочном коэффициенте при расчете количества необходимого персонала.

Данные позволяют рассчитать на будущий месяц, сколько нужно продавцов, кассиров и других специалистов в то или иное время в том или ином магазине сети. Прогноз исходит из существующего персонала на текущий момент в компании. План объединяется с фактическим положением (чтобы учесть рабочее время) и обеспечивает аналитику. WFM — прежде всего операционное управление. Такая разница в планировании делает алгоритм более сложным, чем в западных системах, но Verme продает его значительно дешевле — от 1 млн руб. в год по подписке. Для крупных федеральных сетей подписка стоит десятки миллионов рублей в год.

«Если в нужное время выводить людей, а в ненужное их не выводить, то будет увеличение продаж. Мы исходили из этой гипотезы, когда начинали свою деятельность», — вспоминает Дмитрий Бельский.

Цель — 30% рынка

Как сообщал РБК, у первого клиента Verme — московской сети супермаркетов «Оливье» (сейчас принадлежит Billa) — фонд оплаты труда в пилотных магазинах по итогам первого квартала сократился на 15,9%. В магазинах сетей по продаже бытовой техники и электроники «Эльдорадо» и некоторых магазинах «М.Видео», помимо графика работы, Verme также внедрила систему распознавания лиц, которая позволяет учитывать время работы персонала. В итоге Verme для «М.Видео» в первый год работы сэкономила 1 млрд руб., во второй — 500 млн руб. Программа Verme позволяет повысить эффективность персонала на 10% за счет сокращения часов работы и его перераспределения. У части сотрудников рабочее время в некоторые дни сократилось до 4 часов в день. Дело в том, что до 40% времени работы у ритейлеров тратилось впустую.

За продавца товаров для дома и дачи «Леруа Мерлен» Verme боролась со стартапом Zozo (принадлежит компании «Ланит»). В ходе пилотного проекта «Леруа Мерлен» Verme также значительно сократила фонд оплаты труда, но эти данные не раскрываются. У Verme на текущий момент более 20 клиентов — «М.Видео», «Эльдорадо», «Леруа Мерлен», SPAR, Zenden, «Эконика», «Ай-крафт» и др. Но были и неудачи: так, Verme не удалось получить контракт с «Почтой России» — он достался стартапу Zozo. Кроме «Ланита», в числе конкурентов Verme стоит отметить компанию Timebook. Международные компании-лидеры в управлении персоналом — Kronos, Teleopti WFM, Verint Systems Inc. и др.

Проект приносит прибыль, начал работать в Белоруссии с крупнейшим локальным электронным ритейлом электроники «Пятый элемент» и др. Через 3 года Verme планирует взять 25-30% рынка и выйти на зарубежные рынки. Весь рынок услуг управления персоналом — 5 млрд руб. Гендиректор компании Timebook Павел Конозаков отмечает, что:

«Verme специализируется в основном на планировании графиков и начинает работать над биометрическим учётом рабочего времени и расчётом зарплатного табеля и заработной платы. Тогда как сама система управления персоналом шире. У нас она включает семь продуктов».

Автор: Наталья Кузнецова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья