ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

О глобальных трендах, меняющих ИТ-инфраструктуру

Илья Кошкин

Илья Кошкин

Старший менеджер направления инфраструктурных сервисов Accenture Russia

Общий план 

Первый и самый главный тренд, определяющий сегодня развитие ИТ, состоит в общем стремлении бизнеса создавать персонифицированные предложения и узко таргетированные рынки. Для этого необходимо опираться на глубокое понимание индивидуальных потребностей различных групп клиентов, потенциальных и существующих. Необходимое качество этого понимания могут обеспечить современные цифровые технологии — ИИ, машинное обучение, продвинутая аналитика и т.д. Второй главный тренд на сегодня заключается в стремлении создавать экосистемы партнерств, благодаря которым можно предложить новые и более сложные продукты и услуги конечным потребителям. Обеспечить этим трендам должное развитие невозможно без соответствующих изменений в ИТ-инфраструктуре.

О глобальных трендах, меняющих ИТ-инфраструктуру

Лови момент

Создание персональных предложений и продуктов требует обеспечения максимально быстрых изменений со стороны ИТ, что на уровне инфраструктуры решается использованием облачных платформам и внедрением DevOps. Тренд описывается в исследовании Accenture Tech Vision 2019 как My Markets. Он подразумевает, что чем лучше компании узнают своего потребителя, тем более персонифицированный подход по созданию предложений требуется для сохранения и наращивания его лояльности к бренду.

В перспективе это ведет экономику к разработке таких бизнес-моделей, в которых для каждого отдельного человека нужно создавать специальный продукт или сервис. Причем делать это придется практически моментально. Для этого потребуется отлаженная ИТ-платформа, позволяющая потратить считанные часы на разработку, тестирование и — в случае успеха — запуск такого продукта с последующей поддержкой.

Еще более отдаленная перспектива этого тренда — создание временных продуктов с коротким жизненным циклом. Бизнес будущего поведет борьбу не за завоевание доли уже сформировавшегося рынка, а будет стремиться создать собственный рынок на определенный срок для извлечения максимальной прибыли за счет единоличного присутствия на нем.

Получается реализация модели blue ocean с крайне коротким циклом жизни, например в рамках какого-либо события: спортивного праздника, сезонного тренда, личных обстоятельств потребителя и т.д. Отрабатывать такие сценарии позволит только развитый ИТ-инструментарий, поскольку данная бизнес-модель не предполагает мощных инвестиций в собственную инфраструктуру, неповоротливую и громоздкую, поскольку все ИТ-сервисы в ней будут востребованы на краткосрочной основе.

Данный класс задач сегодня можно решить с помощью глобальных облачных провайдеров, предоставляющих встроенный функционал в области аналитики данных, ИИ, DevOps, машинного обучения и т.д. На традиционной ИТ-инфраструктуре такого рода проекты не реализовать — компания увязнет в настройке «железа» и софта, а до продукта попросту не доберется. Если на уровне инфраструктуры царит неразбериха и вам необходимо управлять тяжеловесными процессами, выпускать релизы чаще раза-двух в год не получится.

Через value к сервисному подходу

Направленность бизнеса на создание максимальной дополнительной пользы или ценности (value) для клиента стимулирует компании выстраивать все процессы вокруг этого value. Это приводит к тому, что ИТ-направление переходит к сервисной модели, обеспечивающей его создание и сквозной операционный контроль доставки клиентам (Service Oriented Operations).

В этом направлении речь идет о способности ИТ предоставлять полностью готовые сервисы с гарантированными SLA, а не решать изолированную ИТ-задачу на инфраструктурном уровне. Компании хотят получать сквозные цепочки создания новой бизнес-ценности на базе ИТ (value stream), что и требует смены самой модели построения ИТ-инфраструктуры. Gartner считает, что 70% компаний, которые не будут использовать сервисный подход к 2025 году, не смогут обеспечить потребности бизнеса.

Диктатура экосистем превращает инфраструктуру в код

Развитие экосистемы партнерств требуют универсальности и гибкости, которая позволит объединить различные платформы или обеспечить прозрачную миграцию между ними. Это обеспечивает подход Infrastructure as a Code и дополнительный уровень абстракции в виде контейнеров. Нацеленность бизнеса на создание экосистем сервисов и продуктов через партнерское взаимодействие. В том или ином виде этим занимаются сегодня все участники рынка, а наиболее ярко тенденция проявляется в сфере услуг, ритейле, банкинге. В результате возникают кросс-отраслевые экосистемы, когда в рамках единой платформы несколько компаний создают совместный продукт или сервис.

Такие проекты требуют нового подхода — Infrastructure as a code, когда управление параметрами инфраструктуры, лежащей в основе такой экосистемы, реализуется через программно-управляемые инструменты на новом уровне абстракции. Это позволяет сосредоточиться на решении бизнес-задач вместо погружения в инфраструктурную рутину.

Компании сегодня запрашивают платформо-независимую программно-управляемую ИТ-инфраструктуру, и им совершенно неважно, в каком именно облаке с помощью каких конкретно инструментов реализуется необходимый для обслуживания их клиентов функционал. Главное, чтобы изменения в инфраструктуру в случае необходимости можно было внести максимально оперативно и с минимальным влиянием на текущие рабочие процессы.

Подход Infrastructure as a code прекрасно удовлетворяет потребности кросс-отраслевых экосистем, поскольку решает задачи совместимости, обмена данными, интеграции и миграции ИТ-компонентов разных компаний. Одним из проявлений данного тренда становится рост адаптации контейнерных технологий: любая новая разработка, касающаяся веб-сервисов, омниканальных решений, даже банковского процессинга — все реализуется на основе контейнеров и с применением микросервисной архитектуры. Прогнозы экспертов дают рост до 40% в общем объеме использования контейнеризации в перспективе следующего года (данные 461 Research).

Новый уровень абстракции в инфраструктуре (контейнеры), с одной стороны, дает возможность изолировать разные приложения и сервисы друг от друга, а с другой, позволяет создать необходимые условия для их прозрачной миграции между различными инфраструктурными платформами. Это особенно ценно в перспективе интеграций с новыми партнерами по экосистеме: с помощью контейнеров и API гораздо проще встраивать необходимый функционал в существующие ИТ-системы.

Один в поле не воин 

Далее, развитие тесно связанных между собой экосистем делает недостаточным обеспечение безопасности отдельно взятых компаний. Общая динамика и вектор развития рынка требуют обеспечения безопасности экосистем в целом, особенно с учетом всех новых технологий и подходов, которые используются при их создании (облака, контейнеры и т.д.).

Поскольку необходимо обеспечивать контроль value stream (всего сервиса целиком), то и запросы от бизнеса в области ИТ идут на комплексные, сквозные решения. Например, тренд, выделенный в исследовании Accenture Tech Vision 2019 как Secure Us to Secure Me, описывает ситуацию, при которой в современной цифровой экономике все ее участники связаны настолько плотно, что информационная безопасность перестает восприниматься как «личное дело» отдельной организации. Взломают одну компанию — пострадает множество участников рынка. ИБ сегодня носит комплексный характер, в свете которого роль обеспечения комплексной инфраструктурной безопасности вырастает в разы на всех уровнях.

Хорошо забытое новое 

Отмечу, что эти тренды по отдельности не являются новостью для рынка. Все актуальные сегодня инфраструктурные решения существуют на рынке как минимум 5 лет и более. Что же заставляет нас воспринимать их в качестве горячего тренда именно сегодня?

Во-первых, ответственные за проекты лица в компаниях склонны зарываться в технологические тонкости, пренебрегая задачами по изменению процессов, организации и структуры, а также ролей сотрудников в компании. В результате внедренный пилот нового решения остается неотмасштабированным, не получает должного развития. Бизнес распознает только небольшой спектр возможностей конкретной технологии, а доработать их в масштабах компании не хватает ни воли, ни управленческих ресурсов. Во-вторых, очень часто компании ограничены доступной ИТ-инфраструктурой, что не позволяет достигать синергетического эффекта от пересечения нескольких технологий в рамках единого решения. По отдельности облака, микросервисы, DevOps, данные и ИИ не дадут такого очевидного эффекта, которого можно достичь при их синергии.

Так называемое «кусочное пилотирование» новых технологий без четкого понимания общей стратегии и вариантов последующего масштабирования, а также внедрение технологической составляющей без учета необходимости изменения процессов и оргструктуры приводит к слабым результатам и итоговому разочарованию в digital. Также зачастую к этому добавляется человеческий фактор: требование мгновенных результатов со стороны заказчика с оказанием давления по срокам в ущерб качеству, отсутствие необходимых компетенций, операционная загруженность, частая смена партнеров по проекту.

Рецепт успеха

Прежде всего необходимо научиться вписывать новые направления в общую стратегию развития ИТ-инфраструктуры и планировать ее масштабирование с учетом всех деталей, пилотов, целей и общего видения процессов управления инновациями как части общего стратегического развития компании.

Далее, нужно адаптировать все существующие процессы и оргструктуру компании под задачи трансформации. Критически важно планировать интеграцию и взаимодействие различных технических решений в рамках проекта с точки зрения синергии, ожидаемого результата и необходимых ресурсов.

Задачу упростит и в каком-то смысле ускорит создание системы доверенных партнеров по трансформации. Ее нужно строить из нескольких компаний, обладающих глубоким пониманием специфики бизнеса, пониманием ролей всех стейкхолдеров проекта, технологическими и отраслевыми компетенциями.

Наконец, адекватное планирование по времени будет играть ключевую роль: необходимо помнить, что на первый качественный релиз в Agile-трансформации уйдет примерно полгода-год, а полная трансформация рабочих процессов компании в digital-ключе — вопрос нескольких лет кропотливой системной работы.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья