Гендиректор ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» Алексей Орыщенко сообщил, что его институт совершил технологический прорыв мирового уровня.
Здесь подготовлена технология, позволяющая существенно экономить на процессах легирования сталей. Уточним, ЦНИИ КМ «Прометей» является подразделением НИЦ «Курчатовский институт» и специализируется на разработке конструкционных материалов. Именно здесь некогда была создана броня для танка Т-34. А после ВОВ, в 50-е, центр переориентировался на обслуживание судостроителей и корабелов.
«Все надводные и подводные суда и корабли изготавливаются из материалов, разработанных “Прометеем”. Корпуса, переборки, оснастка — все это изготавливается по нашим технологиям и поставляется на верфи заводами-изготовителями», — подчеркивает Алексей Орыщенко.
Правда, «круг интересов» института этим не ограничивается. Возможно, вскоре глава исследовательской организации заявит о появлении новой прорывной технологии уже в сфере трубопроката или атомной энергетики.
Стальные «мышцы»
Напомним, что легированная сталь — это материал, содержащий специальные добавки, которые существенно влияют на механические и физические свойства. В России для строительства гражданского и военного флотов применяется 29 сталей с различным химическим составом. Прочность разных образцов начинается от 150 мегапаскалей и вырастает на порядок. Чем выше прочность, тем больше требуется легирующих добавок.
Прежде всего это достаточно дорогие никель и молибден. Хотя, отмечает руководитель «Прометея», для создания чего-то действительно нового уже не хватает таблицы Менделеева. Причем такие характеристики стали, как прочность и пластичность, традиционно вступают в противоречие. Всем известно, что чем прочнее сталь, тем более она хрупка.
По сути, исследования по созданию новых сталей зашли в тупик. Здесь и появилась новая технология «Прометея». Специалисты предложили повышать характеристики металла не за счет химических добавок, а за счет обработки на прокатном стане — многоэтапного последовательного измельчения структуры при прокате.
«Сначала характеристики материала обеспечивались исключительно химическим составом, — подчеркивает Алексей Орыщенко. — Но сегодня благодаря новым технологиям необходимость легировать снижается. Достаточно разработать технологию, которая позволит прокатать необходимую дисперсную структуру».
Впрочем, подобное «чудо» возможно далеко не на любом прокатном стане. Таковых сейчас в России три. За рубежом — ни одного. Необходимость в легирующих добавках сокращается приблизительно вдвое. Снижается и собственно металлоемкость конструкций, плюс на 40% сокращается длительность производства. Кстати, снимается и извечное противоречие между прочностью и пластичность. Они начинают друг друга дополнять.
«Мы получили добро от правительства РФ, что разработаем новые ГОСТЫ и станем внедрять нашу технологию по литью и прокату на всех профильных предприятиях страны, — комментирует гендиректор “Прометея”. — Эти стали уже в следующем году начнут поступать на рынок».
Северная надбавка
Более того, уже идет речь о выпуске необходимого объема стали для строительства корпуса атомного ледокола «Лидер». Алексей Орыщенко обещает, что такой выбор удешевит проект на 2-3 млрд рублей.
«Полевые испытания» новой технологии именно в сфере ледоколостроения назначены не случайно. Во-первых, российская школа здесь традиционно сильна. Например, известна история, как корейские судоверфи хотели построить для российских заказчиков четыре газовоза ледового класса. И когда, согласно характеристикам их сталей, посчитали толщину будущих бортов этих газовозов, оказалось — порядка 60 мм. То есть такой газовоз возил бы в первую очередь самого себя, а уже потом углеводороды. Между тем у российских ледоколов, которые должны разрушать четырехметровые льды, толщина бортов не превышает 30 мм.
Во-вторых, в России сейчас разворачивается амбициозная программа обновления ледокольного флота для Северного морского пути. В частности, на Арктическом форуме генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев пояснял, что сегодня ледокольный флот региона включает флагман «50 лет Победы» и три ледокола рангом ниже: «Ямал» «Вайгач» и «Таймыр». Но, подсказал гендиректор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, в 2020—2022 году намечен спуск ледоколов «Урал», «Сибирь», «Арктика». А далее на воду будет спущена настоящая флотилия, которую «Лидер» возглавит к 2030 году.
Автор: Игорь Чубаха