ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Российский флот получит инновационную суперсталь

Гендиректор ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» Алексей Орыщенко сообщил, что его институт совершил технологический прорыв мирового уровня.

Кирилл Брага / РИА Новости

Здесь подготовлена технология, позволяющая существенно экономить на процессах легирования сталей. Уточним, ЦНИИ КМ «Прометей» является подразделением НИЦ «Курчатовский институт» и специализируется на разработке конструкционных материалов. Именно здесь некогда была создана броня для танка Т-34. А после ВОВ, в 50-е, центр переориентировался на обслуживание судостроителей и корабелов.

«Все надводные и подводные суда и корабли изготавливаются из материалов, разработанных “Прометеем”. Корпуса, переборки, оснастка — все это изготавливается по нашим технологиям и поставляется на верфи заводами-изготовителями», — подчеркивает Алексей Орыщенко.

Правда, «круг интересов» института этим не ограничивается. Возможно, вскоре глава исследовательской организации заявит о появлении новой прорывной технологии уже в сфере трубопроката или атомной энергетики.

Стальные «мышцы»

Напомним, что легированная сталь — это материал, содержащий специальные добавки, которые существенно влияют на механические и физические свойства. В России для строительства гражданского и военного флотов применяется 29 сталей с различным химическим составом. Прочность разных образцов начинается от 150 мегапаскалей и вырастает на порядок. Чем выше прочность, тем больше требуется легирующих добавок.

Прежде всего это достаточно дорогие никель и молибден. Хотя, отмечает руководитель «Прометея», для создания чего-то действительно нового уже не хватает таблицы Менделеева. Причем такие характеристики стали, как прочность и пластичность, традиционно вступают в противоречие. Всем известно, что чем прочнее сталь, тем более она хрупка.

По сути, исследования по созданию новых сталей зашли в тупик. Здесь и появилась новая технология «Прометея». Специалисты предложили повышать характеристики металла не за счет химических добавок, а за счет обработки на прокатном стане — многоэтапного последовательного измельчения структуры при прокате.

«Сначала характеристики материала обеспечивались исключительно химическим составом, — подчеркивает Алексей Орыщенко. — Но сегодня благодаря новым технологиям необходимость легировать снижается. Достаточно разработать технологию, которая позволит прокатать необходимую дисперсную структуру».

Впрочем, подобное «чудо» возможно далеко не на любом прокатном стане. Таковых сейчас в России три. За рубежом — ни одного. Необходимость в легирующих добавках сокращается приблизительно вдвое. Снижается и собственно металлоемкость конструкций, плюс на 40% сокращается длительность производства. Кстати, снимается и извечное противоречие между прочностью и пластичность. Они начинают друг друга дополнять.

«Мы получили добро от правительства РФ, что разработаем новые ГОСТЫ и станем внедрять нашу технологию по литью и прокату на всех профильных предприятиях страны, — комментирует гендиректор “Прометея”. — Эти стали уже в следующем году начнут поступать на рынок».

Северная надбавка

Более того, уже идет речь о выпуске необходимого объема стали для строительства корпуса атомного ледокола «Лидер». Алексей Орыщенко обещает, что такой выбор удешевит проект на 2-3 млрд рублей.

«Полевые испытания» новой технологии именно в сфере ледоколостроения назначены не случайно. Во-первых, российская школа здесь традиционно сильна. Например, известна история, как корейские судоверфи хотели построить для российских заказчиков четыре газовоза ледового класса. И когда, согласно характеристикам их сталей, посчитали толщину будущих бортов этих газовозов, оказалось — порядка 60 мм. То есть такой газовоз возил бы в первую очередь самого себя, а уже потом углеводороды. Между тем у российских ледоколов, которые должны разрушать четырехметровые льды, толщина бортов не превышает 30 мм.

Во-вторых, в России сейчас разворачивается амбициозная программа обновления ледокольного флота для Северного морского пути. В частности, на Арктическом форуме генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев пояснял, что сегодня ледокольный флот региона включает флагман «50 лет Победы» и три ледокола рангом ниже: «Ямал» «Вайгач» и «Таймыр». Но, подсказал гендиректор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, в 2020—2022 году намечен спуск ледоколов «Урал», «Сибирь», «Арктика». А далее на воду будет спущена настоящая флотилия, которую «Лидер» возглавит к 2030 году.

Автор: Игорь Чубаха

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья