ENG
Прогнозы, Это интересно

Жизнь на льдине: погубят ли технологии литературу и чтение

Количество доступных для скачивания электронных книг на Amazon перевалило за 5 миллионов, а каждые 5 минут их становится еще больше — ровно с такой интенсивностью на площадке появляется новый контент. Казалось бы, только этого достаточно, чтобы поставить под сомнение перспективы глобального рынка книгоиздания. А ведь последнему грозят не только собрания сочинений в форматах FB2 или MOBI. Нейросети и виртуальная реальность, смартфоны и дешевый интернет, не говоря уже о потере интереса к чтению — как защититься от этих угроз и выжить на падающем рынке, решали участники круглого стола «Будущее литературы, чтения и книгоиздания», организованного деловым изданием «Инвест-Форсайт» и журналом «Новый мир» в рамках проекта «Клуб проектирования будущего». 

Книжное потепление

То, что происходит с литературной индустрией, не может не вызывать беспокойство у всех, кто к ней причастен, уточнил шеф-редактор «Инвест-Форсайта» Константин Фрумкин, открывая дискуссию. Но, пожалуй, в наиболее шатком положении оказались участники традиционного рынка книгоиздания — настолько, что его открыто сравнил с дрейфом на тающей льдине директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. Этот факт на примере своего бизнеса подтвердил директор издательства «Нестор-История» Сергей Эрлих: художественная литература, если имя автора не раскручено, не продается совсем, а научные книги продаются в лучшем случае по 100 экземпляров в год. Самый продаваемый жанр — научно-популярный.

Тот же самый упадок происходит и в прессе, подтвердил главный редактор издания «Инвест-Форсайт» Сергей Никулин. Газеты вымирают вслед за книгами, и короткие форматы — например новости — активно вытесняют «лонгриды». В итоге издание должно исходить из концепции «двухъядерной аудитории» — есть «большое ядро» читателей, потребляющих новости, и есть немногие избранные, которые пока еще читают статьи.

«Мы как издатели сегодня в большом кризисе, мы прошляпили большой технологический и социальный поворот, который произошел, и все, что сейчас можно сделать, это попытаться перепридумать свою деятельность заново, чтобы оказаться полезными для авторов, читателей и сохранить книжную индустрию», — отметил Владимир Харитонов.

Цифры против цифр

При всем том объемы глобальной книжной индустрии стремятся к $150 млрд и, вроде бы, не думают падать. В 2017 г. российскими издательствами было выпущено более 117 тысяч названий книг и брошюр, что в полтора раза превышает пиковые показатели советских времен (данными поделился руководитель литературных программ Российской государственной библиотеки для молодёжи Евгений Харитонов). Однако тиражи изданий критически падают: по сравнению с 2008 г. книг стали печатать меньше в 1,5 раза (в 2017 г. тиражи составили 760,4 миллиона экземпляров). И чуть ли не половину из них составляют издания с тиражом менее 500 экз.

Издатели сдаются в неравной битве с интернетом: Amazon Prime в обмен на подписку в $11 обеспечивает бесплатный доступ к подборке электронных книг, журналов и комиксов. Не говоря уже о диктатуре телевидения — в среднем у голубого экрана люди проводят более 16 часов в неделю.

«Если бы в 1960-е годы существовал интернет и сотни телеканалов, книжная ситуация была бы точно такая же, что сегодня», — уточнил Евгений Харитонов.

В отличие от издательского бизнеса, его аудитория особых проблем не испытывает. Во всем мире люди продолжают читать, например: в Индии и Китае чтению уделяют больше восьми часов в неделю, в России — более семи.

«Объемы чтения как способа потребления информации возрастают, я не считаю, что они падают», — отметил ректор Академии медиаиндустрии Сергей Давыдов.

Другое дело, что новый технологический уклад драматически меняет формат чтения: с появлением смартфонов и широкополосного доступа в интернет снижается время, которое мы уделяем чтению книг и журналов. Читатели в принципе перестают зависеть от издательской воли и продукции, переключая внимание на «самописную» литературу, к примеру, тот же фанфикшн: посещаемость крупнейшего фанфик-ресурса достигает 150 миллионов человек в месяц.

Победят нейросети и VR

Читателям предстоит адаптироваться к платформенному принципу жизни произведений — если раньше роман и его экранизация существовали самостоятельно, сегодня речь уже идет об одной истории, представленной на разных площадках.

«Доминирующей становится история, текст сохраняется лишь как одна из возможных форм, и эта тенденция будет развиваться», — отметил Сергей Давыдов.

В будущее, возможно, возьмут не все литературные жанры — наибольшие шансы у романа-антиутопии, а также литературного нон-фикшн, предположил директор издательства «Нестор-История» Сергей Эрлих. Иной станет и роль читателя — дело даже не в том, что тот все чаще становится автором литературного контента, тех же фанфиков. Нам всем предстоит овладеть умным «не чтением», научившись классифицировать книги, не читая их, отметил профессор кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник РГГУ Сергей Зенкин. Придется стать более ответственными, в том числе за выбор книг, за интерпретацию и оценку написанного.

Участники круглого стола говорили и о процессе «разинституализации» литературы: да, существует книжная индустрия, есть сообщества производителей текстов, и, конечно же, наличествуют потребители контента, однако между ними все больше утрачиваются взаимосвязи; литература как некая институализированная цельность постепенно будет исчезать, рассказала литературный критик, доцент кафедры истории русской литературы новейшего времени РГГУ Евгения Вежлян.

Битва форматов

Пожалуй, самые глобальные трансформации в будущем в очередной раз ожидают формат литературного произведения, и похоже, они будут куда более глобальными, чем замена традиционной печатной книги на электронную. Речь идет о конкуренции текста с принципиально иными формами представления информации, в том числе виртуальной и дополненной реальностью, считает футуролог, начальник подразделения ГосНИИ авиационных систем (ГосНИИАС), профессор РАН Юрий Визильтер. По его мнению, формат истории уже сегодня теснят телесериалы, а через 10 лет благодаря техническому прогрессу снять собственное кино и вовсе сможет каждый автор.

«У вас будет выбор: корпеть над книгой, выдавливая слова, или снять сериал, который на Netflix посмотрят миллионы людей. Что вы выберете? Ответ очевиден», — говорит эксперт.

Визуальные образы придут на смену литературе «от первого лица», а создавать их будут искусственный интеллект и нейросети.

«Уже сегодня нейросети неплохо распознают зрительные образы по нейросигналу, а значит, лет через пять мы сможем читать мысли», — резюмировал Юрий Визильтер.

Именно с такими формами представления контента предстоит конкурировать тексту.

Что читают дети

В конце концов читать в будущем начнут так, как сегодня читают дети. Коротко об особенностях современного детского чтения рассказала главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Вера Чудинова. Да, дети читают, но не то, что хотели бы их родители, и не то, что соответствует сложившейся литературной традиции. Былая традиция уходит: Майна Рида и Жюля Верна современные дети не знают. Зато выход каждого нового фильма или мультфильма вызывает интерес к книгам про героев кинопроизведения. При этом Вера Чудинова призвала не преувеличивать доступность текстов в интернете: некоторые наиболее качественные или популярные тексты либо отсутствуют, либо находятся в платном режиме. Бумажные книги тоже дорожают. Между тем в Европе склонность к чтению считают важной — хотя бы потому что это развивает критическое мышление, позволяет лучше переучиваться всю жизнь и дает навыки чтения инструкций мануалов и т. п. То есть читать — на любом носителе — все-таки обязательно надо.

Автор: Ольга Блинова

«Клуб проектирования будущего» — проект проведения экспертных круглых столов, посвященных будущему различных сфер человеческой жизни. Ранее уже были проведены круглые столы, посвященные будущему Московского мегаполисаавторского праваискусственного интеллектарынка труда.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья