ENG
Блокчейн

Провести ICO без рекламы: опыт лидеров

Хайп ICO, ознаменовавший 2017 год, видимо, подошел к концу. Если в сентябре 2017 года на ICO компании подняли примерно $850 млн (и это рекорд года), в октябре — $600 млн, в ноябре — около $120 млн, то в декабре — не больше $30 млн. Сегодня некоторые компании бесплатно раздают свои криптотокены, чтобы привлечь внимание: это делает даже разработчик банковской блокчейн-платформы для быстрых платежей компания NEM (9-ая по капитализации). Однако организаторы самых крупных ICO, включая ICO российских бизнесменов, сумели заполучить десятки и даже сотни миллионов долларов, не столько тратясь на рекламу своего проекта, сколько рассказывая о нем журналистам.

© РИА Новости / Владимир Трефилов

Рецепт успеха

Хайп хайпом, но «получить крупный капитал быстро могут те компании, которые делают то, чего до сих пор не делали», — уверен CEO Chronobank.io Сергей Сергиенко. 

В пример Сергиенко приводит Singularity Net. Это децентрализованная блокчейн-платформа для развития искусственного интеллекта, создатель самого продвинутого в мире человекоподобного робота Софии (подробнее о проекте компании читайте здесь — ред.). В ходе пре-ICO в Singularity Net вложили $150 млн, при этом сама компания планировала только $36 млн. Дело в том, что, согласно данным, сеть уже используют более 50 компаний, включая Cisco и Huawei. Поэтому основатели Singularity Net ограничились презентациями на международных конференциях по искусственному интеллекту и встречами с журналистами. Робот София стала мировой знаменитостью благодаря своим высказываниям о том, что роботы могут в будущем уничтожить человечество, и хотя ее создатели отрицали подобный сценарий развития искусственного интеллекта, после этого андроид неизменно привлекает внимание журналистов и даже политиков.

Лучшие друзья ICO  SEC

Децентрализованная платформа хранения данных Filecoin собрала $262 млн. Из них $252 млн — за первые полчаса после начала ICO. Самое крупное (и это первое регулируемое) ICO 2017 года стало таким в том числе благодаря участию в нем институциональных инвесторов из США. ICO проходило на платформе CoinList, которая работает в соответствии с правилами SEC (Комиссии по ценным бумагам и биржам США). Таким образом, SEC, а не массированная реклама, послужила успеху Filecoin.

По данным Coinschedule, самые большие деньги в 2017 году были вложены криптоинвесторами в проекты, связанные с созданием инфраструктуры криптоэкономики. Это 34,5% от общего объема инвестиций, который на конец декабря составляет около $3,7 млрд. К таким проектам, кроме Filecoin и Singularity Net, относятся безопасный протокол для выполнения «умных контрактов» Tezos ($232 млн), инфраструктура децентрализованных приложений EOS ($185 млн), обменник криптотокенов стандарта ERC20 Bancor ($153 млн) и другие.

«Однако большой объем инвестиций еще не является гарантом успеха проекта в криптоэкономике, напоминает основатель Smartvalley.io Алексей Воронин. Так, блокчейн-платформа Ethereum, позволяющая создавать любые децентрализованные приложения, собрала всего $18,4 млн во время краудфандинга в 2014 году. Но сегодня созданная на базе Ethereum криптовалюта эфир — вторая по капитализации после биткоина». 

Ethereum смог привлечь крупных инвесторов, таких как основатель PayPal Питер Тиль. На протоколах Ethereum сегодня работают десятки приложений (Backfeed, FreeMyVunk и др.) и разрабатывается блокчейн «Мастерчейн» (подробнее о проекте компании читайте здесь — ред.). Дружбой с основателем Ethereum Виталиком Бутериным гордятся многие бизнесмены, например, глава ВЭБ Сергей Горьков.

ICO на хайпе новостей

Russian Mining Company (RMC) интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева (интервью с ним читайте здесь — ред.), бизнесменов Сергея Бобылева и Бориса Зырянова в ходе ICO собрала $43,2 млн. RMC собирала деньги для запуска производства майнеров криптовалют под брендом Sunrise и нового майнера Multiclet. Это до сих пор рекордная сумма, привлеченная через ICO россиянами.

«При этом вся кампания по продаже криптотокенов была организована без баунти (когда дисконты достигают половины номинала токена), рекламы и привлечения авторитетных советников», — рассказал Сергей Бобылев. 

В соцсетях, где обычно рекламируются ICO, не было рекламы ICO RMC. Из экспертов была приглашена только глава межведомственной группы по оценке рисков оборота криптовалют при Госдуме РФ Элина Сидоренко. Интерес к этому ICO подогревался интересом инвесторов и СМИ к новому бизнесу — майнингу криптовалют. В то время как большинство российских майнеров опасались даже называть свои фамилии, майнинговую ферму RMC на АЗЛК снимали все крупные российские телеканалы, а также CNN. Одновременно, еще до пре-сейла RMC, начался резкий рост биткоина. Все это и заменило маркетинг ICO.

Между тем, «за последние месяцы из-за хайпа ICO затраты на его проведение заметно выросли, маркетинг — в среднем около $1 млн, юридическое сопровождение — не менее $100 тысяч», — говорит директор группы по оказанию юридических услуг для технологических проектов Deloitte Артем Толкачев.

«Ситуацию осложняют два фактора. Во-первых, быстро меняется регулятивное поле в Китае, США, Южной Корее, и копипаст юрмодели успешного вчера проекта сегодня может привести к разочарованиям. Во-вторых, в последних прецедентах регуляторы (особенно SEC) глубоко анализируют всю кампанию продвижения ICO: что обещали инвесторам, в каких странах и даже на каких языках вели рекламу», — отмечает профессор Артем Генкин («Консалтингово-Аналитический Союз»). 

Примером успешного краудфандинга, когда деньги собираются на новостях и постах в социальных сетях, является и сбор средств на космический спутник «Маяк». Компания разработчиков Московского политехнического университета в 2016 году собрала около 2 млн рублей на создание «Маяка», не будучи Роскосмосом или крупной частной ракетостроительной компанией наподобие Space Х Илона Маска.

Автор: Наталья Кузнецова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья